Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 44-Г09-28

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 28 октября 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №44-Г09-28

от 28 октября 2009 года

 

председательствующего В.Н. Пирожкова

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части Порядка деятельности лесничих на территории Пермского края, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 02.02.2009 года № 42-п по кассационному представлению прокурора Пермского края на решение Пермского краевого суда от 27 июля 2009 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И.Еременко, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Т.А. Власовой, полагавшей решение суда по существу правильным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Правительством Пермского края 2 февраля 2009 года принято постановление № 42-п «Об утверждении порядка деятельности лесничих на территории Пермского края», которым утвержден порядок деятельности лесничих на территории Пермского края.

Заместитель прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1.2.3, 1.2.4, 1.3.1, 1.3.2, 1.5, пункта 1.4 в части слов «уставом Учреждения», пункта 3.1.7 в части второго предложения первого абзаца, а именно в части слов «При этом Лесничий в порядке, установленном учредителем ГКУ (лесничеств), рассматривает

лесную декларацию на предмет её соответствия лесохозяйственному регламенту лесничества и проекту освоения лесов» названного порядка.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что оспариваемые нормы противоречат положениям статьи 24 и ч.З ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статей 83, 26, 29, 49, 51, 60, 61, 66, 81, 82 91, 96 Лесного кодекса РФ, а также на Положение о ведении государственного лесного реестра, утверждённого постановлением Правительства РФ от 24.05.2007 года № 318», Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утверждённого постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 года № 394, Правила заготовки древесины, утверждённые приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 года № 184, Порядок заполнения и подачи лесной декларации, утверждённый приказом Минсельхоза РФ от 08.12.2008 года № 529, Порядок предоставления отчётов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении, утверждённый приказом МПР РФ от 09.07.2007 года № 175, ст. 26, п. 3 ст. 81 Лесного кодекса РФ, Порядок заполнения и подачи лесной декларации, утверждённый Минсельхозом РФ, поскольку федеральным законодательством не предусмотрена возможность исполнения полномочий в области лесных отношений, переданных Российской Федерацией субъекту Российской Федерации, созданными субъектом Российской Федерации государственными учреждениями и их должностными лицами.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.

Представитель правительства Пермского края просил суд в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.

Решением Пермского краевого суда от 27 июля 2009 года заявленные прокурором требования удовлетворены частично.

Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Порядок деятельности лесничих на территории Пермского края, утверждённый постановлением правительства Пермского края от 02.02.2009 года № 42-п, в следующей части:

- абзац 1 пункта 1.2.4 в части слов «созданная в целях реализации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Пермскому краю»;

- абзац 1 пункта 3.1.7 в части второго предложения, а именно в части слов «При этом Лесничий в порядке, установленном Учредителем ГКУ (лесничеств), рассматривает лесную декларацию на предмет её соответствия лесохозяйственному регламенту лесничества и проекту освоения лесов».

В удовлетворении заявления в остальной части прокурору отказано.

В кассационном представлении прокурор Пермского края просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской

Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого судебного постановления.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В силу части 5 статьи 2 Лесного кодекса РФ на основании и во исполнение этого кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

Согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда полномочий в области лесных отношений, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и по обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти согласовывает структуру уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия (пункт 1 части 9 той же статьи).

На основании части 4 статьи 23 Лесного кодекса РФ реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Пермского края от 2 февраля 2009 года № 42-п утверждён оспариваемый в настоящем деле Порядок деятельности лесничих на территории Пермского края. Исходя из преамбулы данного постановления, прилагаемый порядок утверждён в соответствии со статьями 23, 83 Лесного кодекса РФ.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания недействующими и не подлежащими применению пунктов 1.2.3, 1.3.1, 1.3.2, 1.4, 1.5 в оспариваемой части указанного Порядка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания данных норм недействующими не имеется.

Раздел 1 оспариваемого Порядка определяет общие положения деятельности лесничих на территории Пермского края.

Так, пунктом 1.2.3 Порядка определено, что учредителем ГКУ (лесничеств) является Агентство по природопользованию Пермского края. При этом лесничими являются директор учреждения и его заместитель (Лесничий и заместитель Лесничего), руководитель подразделения (Участковый Лесничий) (п.п. 1.3.1 и 1.3.2). Лесничий назначается на должность или освобождается от должности учредителем (лесничеств) (п. 1.5 Порядка). Пунктом 1.4 Порядка

установлено, что лесничие в своей деятельности руководствуются федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами Пермского края, уставом учреждения, а также настоящим Порядком.

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.10 Положения об агентстве по природопользованию Пермского края, утверждённого постановлением правительства Пермского края от 22.02.2008 года № 28-п, агентство по природопользованию Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим полномочия Российской Федерации и реализующим правоприменительные функции в области лесных отношений, переданных органам государственной власти Пермского края; Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные государственные краевые учреждения.

Поскольку на основании пункта 3 статьи 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации в целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.3 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Закона, могут создавать государственные учреждения, Агентство по природопользованию Пермского края вправе являться учредителем государственных учреждений, созданных в указанных целях, и потому вправе являться учредителем ГКУ (лесничеств).

На основании пункта 4.3 Положения об Агентстве по природопользованию Пермского края Агентство вправе по поручению Правительства края выступать учредителем государственных краевых учреждений, заключать трудовые договоры с руководителями этих учреждений.

Пунктом 1.10 Положения об Агентстве по природопользованию Пермского края также предусмотрена возможность осуществления Агентством своей деятельности через подведомственные краевые учреждения. Таким образом, пункт 1.2.3 Порядка не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В части соответствия пунктов 1.3.1, 1.3.2 оспариваемого Порядка положению федерального законодательства, определяющих, кто является лесничими, суд пришел к правильному выводу о том, что понятие лесничего согласуется с положениями статьи 23 Лесного кодекса РФ. Таким образом, лесничими могут быть директор ГКУ (лесничества), его заместитель и руководитель подразделения, и они могут назначаться на должность или освобождаться от должности учредителем лесничеств, как то предусмотрено пунктом 1.5 Порядка и соответствует положениям абзаца 2 части 3 статьи 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ, в силу которых органы государственной власти субъекта Российской Федерации определяют предмет и цели деятельности учреждений, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Отсутствует противоречие федеральному законодательству и в части слов «уставом учреждения» пункта 1.4 Порядка. Согласно указанному пункту лесничие в своей деятельности руководствуются уставом учреждения.

Поскольку оспариваемые в настоящем деле нормы не противоречат требованиями федерального законодательства, приняты субъектом РФ в пределах предоставленных ему полномочий, оснований не согласиться с выводами суда не имеется.

Доводы кассационного представления были предметом рассмотрения суда 1 инстанции и не опровергают выводов суда и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

I

Решение Пермского краевого суда от 27 июля 2009 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Пермского края - без удовлетворения.

Пред се дате л ьствуюши й

Статьи законов по Делу № 44-Г09-28

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу

Загрузка
Наверх