Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 44-Г09-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 1 апреля 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Макаров Геннадий Васильевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 44-Г09-5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 1 апреля 2009 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.
судей Макарова Г.В., Ксенофонтовой О.А.
при секретаре

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению (в окончательной редакции) Ваганова Д К о признании недействующим в части Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержден­ ного постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2007 г. № 235-п, по кассационной жалобе правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 15 декабря 2008 г., которым постановлено: «Требования Вага­ нова Д К удовлетворить. Признать противоречащими фе­ деральному законодательству и недействующими со дня вступления настояще­ го решения суда в законную силу предписания «в полном объеме» и «Меры поддержки предоставляются гражданину одновременно не более чем в одном жилом помещении» второго абзаца пункта 4 Порядка предоставления мер со­ циальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг от­ дельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2007 г. № 235-п».

Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Н.Я.Селяниной, полагавшей решение суда первой инстанции под­ лежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

19.10.2007 г. постановлением Правительства Пермского края № 235-п ут­ вержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого 2 помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее - По­ рядок). Постановление и Порядок опубликованы в установленном порядке.

Пунктом 4 Порядка (меры поддержки предоставляются по месту жительства (регистрации) гражданина) предусмотрено: «В случае временного пребывания гражданина в жилом помещении, не являющемся его местом жительства, меры поддержки (за исключением денежной компенсации на приобретение и достав­ ку твердого топлива) по желанию гражданина предоставляются по месту пре­ бывания при предъявлении справки организации, подтверждающей, что по месту жительства гражданин мерой поддержки не пользуется. Предоставление мер поддержки по месту пребывания допускается при прекращении в полном объеме предоставления мер поддержки по месту жительства (регистрации).

Меры поддержки предоставляются гражданину одновременно не более чем в одном жилом помещении».

Ваганов Д.К. обратился в Пермский краевой суд с выше указанным заяв­ лением, указывая на то, что является инвалидом войны второй группы, в соот­ ветствии с п.8 статьи 14 ФЗ «О ветеранах» имеет право на меры социальной поддержки, в частности льготу: по оплате 50 процентов коммунальных услуг. В соответствии с законом РФ от 26 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, в пределах РФ» имеет право находится как по месту жительства (регистрации), так и по месту пребывания. В законах Российской Федерации не предусмотрено, что льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются только по месту жительства или только по месту пребывания, из чего не следу­ ет, что та или иная льгота может быть предоставлена только в одном месте, а следовательно, проживая в деревне в зимний период, в городе он вправе поль­ зоваться льготой на отопление водоснабжение, ремонт, содержание, а в части электроэнергии и газа - по месту пребывания в деревне, то есть льготу вправе разбить по видам предоставляемых услуг с сохранением одноразового ее полу­ чения по каждому из видов услуг и такой порядок ранее существовал в Перм­ ском крае, но с принятием оспариваемого Постановления в указанной выше части он лишен права выбора услуги, что ограничивает его право на получение льготы.

По делу постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе правительство Пермского края просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность по мотиву нарушения норм мате­ риального права.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Су­ дебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федера­ ции находит ее подлежащей удовлетворению.

При вынесении решения суд исходил из того, что оспариваемыми поло­ жениями Порядка фактически изменено правовое регулирование условий поль­ зования инвалидами войны предоставленной льготой. В сравнении с законода­ тельством Российской Федерации ограничено получение льготы в полном объ­ еме необходимостью избрания местом для проживания инвалида войны только одного жилого помещения, что ведет к нарушению прав инвалидов войны, в 3 частности и Ваганова Д.К., который вынужден отказываться от предоставлен­ ных ему льгот по месту жительства (регистрации) в городе Перми, когда фак­ тически проживает в собственном жилом доме с печным отоплением, расположенном в . Суд признал, что требование заявителя одно­ временно оплачивать 50 % стоимости за свет и отопление по месту проживания в деревне и вносить 50 % стоимости оставшихся коммунальных платежей по месту проживания в городе не противоречит приведенным выше Федеральным законам, которыми получение указанной льготы не поставлено в зависимость от количества мест проживания ветерана войны.

Согласиться с выводом суда первой инстанции нельзя, поскольку оспари­ ваемые Вагановым Д.К. нормы не ограничивают его права на свободу передви­ жения, выбор места пребывания и жительства, не изменяют правового регули­ рования условий пользования инвалидами войны предоставленной льготой и не ограничивают прав на ее получение.

При вынесении решения суд не учел, что федеральным законодательст­ вом разделение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг между собой не предусмотрено, так как это единый неде­ лимый комплекс социальной поддержки.

В соответствии со ст.ст. 153, 154 Жилищного кодекса РФ граждане обяза­ ны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента за­ ключения соответствующего договора (найма, аренды, собственности). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водо­ снабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение (в том числе поставки бы­ тового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Статья 20 Гражданского Кодекса РФ определяет, что местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает, аналогичным чему является и установленное ст.2 вышеназванного закона от 25 июня 1993 г. № 5242-1.

Статья 17 ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181 ФЗ «О социальной защите инва­ лидов в РФ», ст.ст.6.1, 8 ФЗ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ст.ст.13, 14 ФЗ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветера­ нах», предусматривающие установление мер социальной поддержки указанным лицам, в том числе по оплате коммунальных услуг, определяют, что учет таких лиц и предоставление социальной помощи осуществляются по месту их жи­ тельства (регистрации) либо месту пребывания, то есть по месту реально зани­ маемого (используемого и предназначенного для проживания) жилого помеще­ ния.

Установленным федеральным законодательством порядком предоставле­ ния социальной помощи не предусматривается возможности предоставления льготы в разбивке по видам коммунальных услуг и их оплаты. Более того, ука­ зываемая (предлагаемая) заявителем позиция, а именно, одновременное полу­ чение льготы по разным адресам и по видам услуг, не основана на предусмот­ ренном федеральным законодательством положении о том, что социальная по­ мощь предоставляется, как отмечено выше, по месту жительства (регистрации) либо месту пребывания лица, имеющего права на получение социальной помо-4 щи. Позицию заявителя по делу нельзя признать правильной, поскольку в соот­ ветствии с ней создается ситуация, при которой местом жительства гражданина одновременно будут являться два места (адреса) жительства, что не соответст­ вует предусмотренному ст.20 ГК РФ. Утвержденные постановлением Прави­ тельства от 23 мая 2006 г. № 307 Правила предоставления коммунальных ус­ луг гражданам предусматривают порядок перерасчета платы (а следовательно, предоставления льгот) в связи с временным отсутствием потребителя услуг по месту жительства.

При отмеченных выше обстоятельствах и требованиях действующего за­ конодательства у суда не было оснований считать, что оспариваемый заявите­ лем по делу акт нарушает права последнего и не соответствует закону.

В связи с указанным, правильными являются доводы Правительства Пермского края о том, что оспариваемые нормы указывают на право граждани­ на получать государственную услугу в виде оплаты жилого помещения и ком­ мунальных услуг по месту жительства либо по месту пребывания, что предос­ тавляет право выбора места получения мер социальной поддержки гражданину и не противоречит федеральному законодательству, а исключение из оспари­ ваемых норм слов «в полном объеме» и «меры поддержки предоставляются гражданину одновременно не более чем в одном жилом помещении» приведет к неверному толкованию оспоренной нормы Порядка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Су­ дебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федера­ ции

определила:

решение Пермского краевого суда от 15 декабря 2008 г. отменить и выне­ сти по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Ваганова Д К о признании недействующим в части Порядка предос­ тавления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и комму­ нальных услуг отдельным категориям араждан, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 19.10|2007 г. № 235-п, - отказать.

Статьи законов по Делу № 44-Г09-5

ГК РФ Статья 20. Место жительства гражданина
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ЖК РФ Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги
ЖК РФ Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу

Загрузка
Наверх