Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 46-В11-15

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 15 июля 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Назарова Алла Михайловна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №46-В11-15

от 15 июля 2011 года

 

председательствующего Горохова Б.А.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Башковатова [скрыто] к Министерству внутренних дел

Российской Федерации, Главному управлению внутренних дел по Самарской области о перерасчете выслуги лет исходя из расчета один месяц службы за три месяца за период военной службы по призыву с 17 марта 1994 года по 17 августа 1995 года, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,

по надзорной жалобе Башковатова [скрыто] В [на решение

Октябрьского районного суда г. Самары от 21 июня 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 30 июля 2010 года, которыми в удовлетворении требований Башковатова A.B. отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой A.M., выслушав объяснения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации Золотовой Е.В., Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области Куркиной С.Н., возражавших против удовлетворения надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

установила:

 

Башковатов A.B. обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что в период с 17 марта 1994 года по 17 августа 1995 года проходил службу по призыву в должности [скрыто] на территории Северной

Осетии и Чеченской Респуолики в условиях чрезвычайного положения. 29 ноября 2004 года на основании распоряжения командира войсковой части от 28 февраля 1994 года выдано соответствующее удостоверение. Истец обратился в Главное управление внутренних дел по Самарской области о перерасчёте его

выслуги лет в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», согласно статье 2 которого военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж одни месяц военной службы за три месяца, в чем ему было отказано. Считая отказ незаконным, просил произвести пересчёт выслуги лет исходя из расчёта один месяц службы за три месяца за период военной службы по призыву с 17 марта 1994 года по 17 августа 1995 года.

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 21 июня 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 30 июля 2010 года, в удовлетворении иска отказано.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2010 года Башковатову A.B. в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отказано.

По запросу заместителя председателя Верховного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2011 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора.

Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2011 года определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2010 года об отказе в передаче надзорной жалобы Башковатова A.B. для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отменено, надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В надзорной жалобе Башковатова A.B., поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации ставится вопрос об отмене решения Октябрьского районного суда г. Самары от 21 июня 2010 года и определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 30 июля 2010 года.

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховном Суда Российской Федерации Башковатов A.B., извещённый о времени и месте рассмотрения дела в суде надзорной инстанции, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. На основании статьи 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит судебные постановления не подлежащими отмене, а надзорную жалобу - удовлетворению.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что судом при рассмотрении настоящего дела не были допущены такого характера существенные нарушения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 4 марта 1994 года Башковатов A.B. был призван на военную службу, которую проходил в войсковой части [скрыто] в должности [скрыто] В

период с 17 марта 1994 года по 17 августа 1995 года Башковатов A.B. осуществлял боевые задачи на территории Северной Осетии и Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения, что подтверждается записью в военном билете, согласно которой на основании распоряжения командира войсковой части от 28 февраля 1994 года № 014 истец имеет право на включение в выслугу лет для исчисления пенсии периода службы по призыву в особых условиях в льготном исчислении из расчёта один месяц такой службы за три месяца.

Согласно справке Военного комиссариата Самарской области от 11 февраля 2010 года № 19 военная служба Башковатова A.B. по призыву подлежит включению в выслугу лет исходя из льготного порядка исчисления один месяц за три.

После увольнения в запас из Вооружённых Сил Российской Федерации Башковатов A.B. проходил службу в органах внутренних дел, является ветераном боевых действий.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из того, что порядок льготного исчисления продолжительности военной службы (службы в органах внутренних дел) и основания его применения установлены в постановлении Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», которым не предусмотрена возможность льготного исчисления периода прохождения службы по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на правильном толковании и применении норм материального права по следующим основаниям.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца (часть 1).

Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (часть 2).

Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которым предусмотрено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона (часть 2 статьи 18 Закона).

Между тем, статья 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 не содержит указания на распространение действия данного Закона на военнослужащих, проходившие военную службу по призыву.

Вместе с тем, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, где предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее -срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении (пункт 5).

Следовательно, всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях и к которым, по смыслу части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-1, относится период выполнения задач в условиях чрезвычайного

положения, то есть фактического участия в контртеррористических операциях, а не весь период прохождения военной службы по призыву на территории Северной Осетии и Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву на территории Северной Осетии и Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения, в перечне случаев льготного исчисления выслуги лет отсутствуют, в связи с чем такая служба не может быть зачтена на льготных условиях в выслугу лет.

Как следует из материалов дела, периоды фактического участия в контртеррористических операциях во время прохождения службы по призыву истцу включены ответчиком в льготном исчислении, что соответствует действовавшему до 9 апреля 2003 года приказу Министра внутренних дел Российской Федерации от 22 февраля 1993 года № 73, устанавливающему льготы и компенсации как военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, так и военнослужащим сверхсрочной службы и сотрудникам органов внутренних дел, согласно которому военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывалась в выслугу лет (трудовой стаж) один месяц службы за три месяца, а также действующему приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 года № 9, где в приложении 2 определено, что военнослужащим, указанным в подпункте «б» пункта 1 приказа, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников).

В подпункте «б» пункта 1 данного приказа установлено, что гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения в составе воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп, а также на кораблях, в управлениях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся (направленных) на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего Союза ССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями).

Данный приказ не может служить основанием для включения в выслугу лет и трудовой стаж всего периода прохождения военной службы по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в льготном исчислении, поскольку не содержит указания на категории военнослужащих, проходивших военную службу по контракту или по призыву.

Период службы по призыву засчитывается военнослужащим в льготном исчислении, для чего в военных билетах военнослужащих, проходящих

военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта), и периодов выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.

При этом ответчиком на основании сведений военного билета и других архивных данных учтены периоды фактического участия истца в контртеррористических операциях в льготном исчислении.

Таким образом, Судебная коллегия полагает, что судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что периоды военной службы по призыву не могут быть зачтены в выслугу лет в льготном исчислении, кроме периодов фактического участия в контртеррористических операциях, подтвержденных в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия признает судебные постановления законными, принятым с правильным применением и толкованием норм материального права. Оснований для отмены судебных постановлений не имеется.

Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

определила :

 

решение Октябрьского районного суда г. Самары от 21 июня 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 30 июля 2010 года оставить без изменения, надзорную жалобу Башковатова A.B. - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 46-В11-15

ГПК РФ Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх