Типовые договорыТиповые договоры





Дело № 47-Г11-20

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 18 мая 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №47-Г11-20

от 18 мая 2011 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

заявлению Карпова [скрыто], Дейко В Й

Андреевой [скрыто] о признании недействующим (в части)

постановления правительства Оренбургской области от 29 декабря 2010 г. № 937-п «Об установлении розничных цен на природный газ для населения на 2011 г.» по кассационной жалобе Карпова Ю.П. на решение Оренбургского областного суда от 3 марта 2011 г., которым отказано в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Карпов Ю.П., Дейко В.И., Андреева A.C., проживающие в г. Кувандыке Оренбургской области в индивидуальных жилых домах и являющиеся потребителями природного газа, поставляемого им обществом с ограниченной ответственностью «Оренбургрегионгаз», обратились в суд с заявлением об оспаривании постановления правительства Оренбургской области от 29 декабря 2010 г. № 937-п «Об установлении розничных цен на природный газ для населения на 2011 г.».

Заявители просят названный акт признать недействующим в части установления разных цен на газ в зависимости от наличия прибора учёта

газа и направления потребления; установления завышенных цен на газ для приготовления пищи и подогрев воды, отопление бань, отопление теплиц, гаражей и прочих помещений; невключения в розничную цену расходов эксплуатационных организаций ОАО «Оренбургоблгаз» по техническому обслуживанию газового оборудования жилых домов; распространения действия розничных цен на юридических лиц (жилищно-эксплуатационные организации, организации, управляющие многоквартирными домами, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья).

При этом ссылаются на то, что данный документ противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу. В нарушение ст. 426, 539, 541, 544 ГК РФ, а также требований Закона РФ «О защите прав потребителей» региональным актом установлены разные розничные цены на один и тот же товар для потребителей, имеющих счётчики и не имеющих приборов учёта расхода газа. Отличия в цене предусмотрены и по направлениями потребления (приготовление пищи, обогрев жилого помещения и так далее). Кроме того, примечанием к указанному постановлению в розничные цены на газ не включены расходы эксплуатационных организаций по техническому обслуживанию газового оборудования жилых домов, чем нарушаются требования п.2 ст.543 ГК РФ и создаётся угроза для жизни потребителей.

Оренбургским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции просит в кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Установлено, что 29 декабря 2010 г. правительством Оренбургской области принято постановление № 937-п «Об установлении розничных цен на природный газ для населения на 2011 г.», опубликованное в печатном издании «Оренбуржье» 31 декабря 2010 г., № 200.

Пунктом 1 документа на период с 1 января по 31 декабря 2011 г. установлены розничные цены на природный газ, реализуемый населению, жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах) согласно приложению.

В соответствии с пп.1-2 приложения розничные цены на реализуемый природный газ установлены по направлениям потребления газа, то есть для потребителей, не использующих приборы учёта расхода газа (счётчиков), и для потребителей, использующих такие приборы. При этом цены за потребляемый газ для указанных категорий потребителей действительно являются разными.

В примечании к оспариваемому акту отражено, что в розничные цены на природный газ не включены расходы эксплуатационных организаций ОАО «Оренбургоблгаз» по техническому обслуживанию газового оборудования жилых домов.

Отказывая в удовлетворении заявлений, суд пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят правительством Оренбургской области в пределах компетенции и полномочий, предоставленных ему законом, и федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.

В соответствии со ст. 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные слуги включает в себя в том числе плату за газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах) и отопление. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырьё для его производства» установлено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, рассчитывается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 1996 г. № 1782 «О повышении надёжности обеспечения газом потребителей Российской Федерации» (п. 6) и решением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 22 января 1997 г. № 40 (п. 4)

органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано устанавливать розничные цены на природный газ, реализуемый населению, дифференцировав этот размер в зависимости от целей использования газа по видам коммунальных услуг.

В соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 23 ноября 2004 г. № 194-э/12, (далее -Методические указания) розничные цены могут устанавливаться отдельно по следующим направлениям потребления газа: на приготовление пищи и горячее водоснабжение (подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения); на отопление жилых помещений, потребление газа при наличии приборов учёта расхода газа (в случае использования для учёта объёма потребления газа одного прибора учёта при одновременном использовании газа по нескольким направлениям его потребления, для которых устанавливаются различные розничные цены); прочие цели.

Аналогичные, а также иные, связанные с субъектами регулирования, критерии дифференцированного размера розничных цен при реализации сжиженного газа населению для бытовых нужд на газ предусмотрены Методическими рекомендациями, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 15 июня 2007 г., № 129-э/2.

Кроме того, Правительством Российской Федерации принято постановление от 13 июня 2006 г. № 373 «О порядке установления нормативов потреблении газа населением при отсутствии приборов учёта газа», в соответствии с которым нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления при отсутствии приборов учёта газа. При этом нормы для соответствующего субъекта Российской Федерации не могут быть ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учёта газа, установленных в приложении к указанному постановлению Правительства Российской Федерации.

Таким образом, федеральными актами закреплена возможность установления различных цен за использование природного газа в отношении потребителей, имеющих приборы учёта, и потребителей, не имеющих таких приборов, а также разных цен по направлениям потребления природного газа. Допускается установление розничной цены на газ без учёта расходов на эксплуатацию внутридомовых сетей. Действие розничных цен распространено на юридических лиц (жилищно-эксплуатационные организации, организации, управляющие многоквартирными домами, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья).

Сравнительный анализ регионального документа с федеральными нормами приводит к выводу о том, что оспариваемое правовое

регулирование осуществлено правительством Оренбургской области в соответствии с требованиями действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Нельзя согласиться с доводами Карпова Ю.П. о том, что оспариваемые положения регионального акта противоречат ст. 426, 539-544 ГК РФ, а также требованиям Закона РФ «О защите прав потребителей в Российской Федерации». Указанными нормами гражданского законодательства и защиты прав потребителей правоотношения, по поводу которых возник спор, не регулируются.

Не нашли своего подтверждения и доводы об установлении правительством Оренбургской области заведомо завышенных розничных цен на природный газ.

При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения суда, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.

Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Оренбургского орлксАого суда от 3 марта 2011 г. оставить без изменения, кассационную [скрыто] жа1пор1 Карпова Ю.П. - без удовлетворения.

Предсе^атель^г^ющий [скрыто]

Судьи

Статьи законов по Делу № 47-Г11-20

ГК РФ Статья 426. Публичный договор
ГК РФ Статья 539. Договор энергоснабжения
ГК РФ Статья 541. Количество энергии
ГК РФ Статья 543. Обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования
ГК РФ Статья 544. Оплата энергии
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ЖК РФ Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
ЖК РФ Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги

Производство по делу

Загрузка
Наверх