Типовые договорыТиповые договоры





Дело № 5-Г09-101

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 29 сентября 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №5-Г09-101

от 29 сентября 2009 года

 

председательствующего Меркулова В.П.

Макарова Г.В.

при секретаре Росляковой Н.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Милосердова П | К| | об отмене решения окружной

избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №2 от 5 сентября 2009 года №9-4/09-ОИК и обязании окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №2 зарегистрировать Милосердова П.К. кандидатом в депутаты Московской городской Думы,

по кассационной жалобе Милосердова П.К. на решение Московского городского суда от 17 сентября 2009 года, которым в удовлетворении заявления Милосердова П.К. отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения Милосердова П.К., поддержавшего доводы кассационной жалобы, председателя окружной избирательной комиссии по

выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №2 Косматых Е.Е., представителя указанной избирательной комиссии Дятлова Д.В., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

8 июля 2009 года постановлением Московской городской Думы на 11 октября 2009 года назначены выборы депутатов Московской городской Думы пятого созыва.

Милосердов П.К. обратился в установленном порядке в окружную избирательную комиссию с заявлением о регистрации его в качестве кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №2.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №2 от 5 сентября 2009 года №9-4/09-ОИК, на основании пункта 5 части 20 статьи 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - ОИК №2) в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявлением 10 и более процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей отобранных для проверки, Милосердову П.К. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №2.

Милосердов П.К. обратился в Московский городской суд с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №2 от 5 сентября 2009 года №9-4/09-ОИК и обязании окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №2 зарегистрировать Милосердова П.К. кандидатом в депутаты Московской городской Думы по указанному избирательному округу.

В обоснование заявленных требований Милосердов П.К. указал, что проверка подписей избирателей рабочей группой проводилась с нарушением частей 9 и 11 статьи 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", в связи с чем, её результаты являются незаконными; итоговый протокол проверки подписных листов не соответствует действительности, поскольку не соответствуют действительности указанные в нем данные о

недействительности и недостоверности подписей; многие подписи комиссией признаны недействительными и недостоверными необоснованно при отсутствии оснований предусмотренных законом.

Кроме того, специалистом Экспертно-криминалистического центра УВД по CAO г. Москвы проведено исследование подписей избирателей, по результатам которого 155 подписей избирателей признаны недостоверными, о чем выдана справка, которая, по мнению заявителя не соответствует требованиям закона, не является заключением эксперта и вызывает сомнения в её достоверности и не может быть признана доказательством по делу.

Решением Московского городского суда от 17 сентября 2009 года в удовлетворении заявления Милосердова П.К., отказано.

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской Федерации, Милосердов П.К. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.

В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Аналогичные положения содержатся в пункте 6 статьи 87 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы".

Согласно статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, могут собираться подписи избирателей, в порядке, который

определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений пункта 6 данной статьи, являются недействительными.

Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.

Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат (пункт 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины)

признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации кандидата (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

В случае отказа в регистрации кандидата, соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, обязана выдать кандидату, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа (пункт 23 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Решением Московской городской избирательной комиссии от 9 июля 2009 года №44/52 «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата, городского списка кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской Думы пятого созыва» установлено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №2 - 4331 подпись.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №2 от 16 июля 2009 года №2-4/09-ОИК определено, что проверке подлежат все представленные кандидатами подписи избирателей (пункт 1). Проверку достоверности подписей избирателей, осуществляет рабочая группа, создаваемая для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах (пункт 2).

Как усматривается из материалов дела, 26 августа 2009 года Милосердовым П.К. в ОИК №2 были представлены необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва документы, в том числе, подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку его самовыдвижения, в пронумерованном и сброшюрованном виде в папках, содержащих всего

4756 подписей избирателей, а также получено уведомление о назначенной на 29 августа 2009 года проверке подписей избирателей рабочей группой.

2 сентября 2009 года был составлен протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Милосердова П.К., в соответствии с которым из 4756 проверенных рабочей группой подписей избирателей признано недействительными - 1024 подписи избирателей, что в процентом соотношении составляет 21,5% подписей. Из 1024 подписи были признаны недостоверными: 219 подписей на основании проверки сотрудниками отдела Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по г. Москве в Северном административном округе достоверности сведений об избирателях, указанных в подписных листах и 155 подписей на основании исследования, проведенного специалистом Экспертно-

криминалистического центра УВД по CAO г. Москвы, установившим, что эти подписи выполнены одним лицом.

Кроме того, членами рабочей группы были признаны недействительными 650 подписей по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 34, частями 3, 5, 7, 8, 9 статьи 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы".

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №2 от 5 сентября 2009 года №9-4/09-ОИК, на основании пункта 5 части 20 статьи 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявлением 10 и более процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей отобранных для проверки, Милосердову П.К. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №2.

В соответствии с частью 4 статьи 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания

недостоверными сведений, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.

Недействительными считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной на основании официальной справки органа внутренних дел либо письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи (подпункт 2 части 7 статьи 37 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38).

С целью проверки доводов Милосердова П.К. изложенных в заявлении, при рассмотрении дела в судебном заседании Московского городского суда, с участием прокурора г. Москвы, заявителя, представителей ОИК №2 были исследованы подлинные подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата Милосердова П.К., сброшюрованные в 6 папках, которые были сопоставлены с данными ведомостей проверки подписных листов и письменным исследованием подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.

Отказывая в удовлетворении заявления Милосердова П.К., суд пришел к выводу, что результаты проверки рабочей группы подписей избирателей соответствуют данным, изложенным в ведомостях проверки подписных листов и итоговом протоколе рабочей группы, а также справке об экспертом исследовании подписей. Основания, по которым подписи были признаны недостоверными и недействительными, предусмотрены и соответствуют положениям статей 34, 37, 38 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы".

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает указанный вывод суда правильным и основанным на материалах дела. Кассационная жалоба доказательств, опровергающих выводы суда, не содержит.

Также является обоснованным вывод суда о том, что из общего числа подписей собранных в поддержку кандидата Милосердова П.К., собрано недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу №2.

При рассмотрении дела в кассационной инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, не нашла оснований для отмены решения Московского городского суда от 17 сентября 2009 года, которым обоснованно Милосердову П.К. отказано в удовлетворении заявления об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №2 от 5 сентября 2009

года №9-4/09-ОИК и обязании окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Московской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу №2 зарегистрировать Милосердова П.К. кандидатом в депутаты Московской городской Думы.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Московского городского суда от 17 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Милосердова П.К. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Статьи законов по Делу № 5-Г09-101

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу

Загрузка
Наверх