Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 50-Г10-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 3 марта 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

Дело №50-Г10-1

3 марта 2010 года

г. Москва

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Калининой Л.А., Анишиной В.И. при секретаре Царевой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Производственно - коммерческая фирма «Техсинтез» на решение Омского областного суда от 27 ноября 2009 г., которым ООО «Производственно -коммерческая фирма «Техсинтез» отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления правительства Омской области от 19 декабря 2007 г. № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в редакции постановления Правительства Омской области от 26 ноября 2008 г. № 193-п) в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 20:0040 (п. 5 082 Таблицы «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя ООО «Производственно-коммерческой фирмы «Техсинтез» Репиной Л.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя губернатора и председателя правительства Омской области Фетисова В.В., просившего решение оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение законным и обоснованным, а поэтому не подлежащим отмене.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

ООО «Производственно-коммерческая фирма «Техсинтез» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2007 г. № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в редакции постановления Правительства Омской области от 26 ноября 2008 г. № 193-п) в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 20:0040 (п. 5 082 Таблицы «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 г.»), взыскании расходов по уплате госпошлины в размере 2 000 рублей.

В обоснование требований заявитель со ссылкой на положения пункта 2 ст.66 Земельного кодекса РФ, п.4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, подпунктов 1.4, 2.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов указал, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, кадастровая стоимость земельного участка напрямую зависит от того, к какому из 16 видов разрешенного использования отнесен земельный участок. Осуществляя оценку, кадастровый оценщик отнес земельный участок к группе участков с видом разрешенного использования № 7 (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии), в то время как на земельном участке такого рода объекты отсутствуют. На земельном участке расположена газовая автозаправочная станция с сетями газопровода производственного назначения, что является основанием для отнесения земельного участка к группе вида разрешенного использования № 9 (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок). При таком положении кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 20:0040 в размере 67 010 607,46 рублей определена неправильно, является недостоверной, а постановление правительства Омской области от 19 декабря 2007 г. № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в редакции постановления правительства Омской области от 26 ноября 2008 г. № 193-п) в этой части нарушает право заявителя на внесение арендной платы в законно установленном размере.

В дополнительных доводах ООО «Производственно-коммерческая фирма «Техсинтез» указало, что управлением Роснедвижимости по Омской области в нарушение пп. 6.2, 6.3 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215, п.2.1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов не осуществлены действия, направленные на выявление отсутствующих в государственном кадастре недвижимости сведений о характеристиках земельного участка, поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 20:0040 определена лишь цель его предоставления (для общественно-деловых целей), а не вид разрешенного использования. Вместе с тем, в нарушение пункта 2.1.2 Методических указаний, пункта 6.2 Административного регламента земельный участок заявителя включен в перечень оцениваемых земельных участков без такой характеристики как вид разрешенного использования.

Одновременно заявитель ссылался на отсутствие у муниципального образования полномочий по организации проведения работ по государственной кадастровой оценке и полномочий по финансированию указанных работ.

Правительство Омской области, губернатор Омской области, министерство имущественных отношений Омской области, администрация г. Омска, управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, ФГУП «ФКЦ «Земля» в лице Омского филиала, привлеченные к участию в деле, заявленные требования не признали.

Решением Омского областного суда от 27 ноября 2009 года ООО «Производственно-коммерческая фирма «Техсинтез» в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе ООО «Производственно-коммерческая фирма «Техсинтез» просит отменить решение, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, находит их не подлежащими удовлетворению ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

В период проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г. Омск действовали Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года №39, и Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 года № П/0152.

Подпунктом 1.2 п. 1 Методических указаний и п. 1.2 Технических рекомендаций предусмотрено определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования, всего таких видов установлено 16.

Подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 Методических указаний установлено, что расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе указанных видов разрешенного использования осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации. В состав факторов стоимости должны быть включены факторы стоимости, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов. Состав факторов стоимости обосновывается (пп. 2.2.2 п. 2.2 Методических указаний).

В соответствии с приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 6 февраля 2007 г. № П/0017 «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2007 г.» (в редакции от 28 февраля 2007 г.) на территориальные органы Роснедвижимости была возложена обязанность провести работы по государственной кадастровой оценке земель в составе земель населенных пунктов.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

Согласно пунктам 3, 4 указанного Административного регламента государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель исполняется Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации. Исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения, работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.

При такой ситуации, выводы суда о соответствии оспариваемого заявителем постановления федеральному законодательству, основан на правильном истолковании норм материального закона, подлежащего применению по данному делу.

Доводы надзорной жалобы не могут повлиять на отмену решения, все они проверялись судом, им дана должная оценка с указанием мотивов и доказательств, исследованных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Так, вопрос о правильности отнесения земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 20:0040 к 7 виду разрешенного использования, судом обстоятельно исследован, вследствие чего суд пришел к выводу, сводящемуся к тому, что данный вопрос подлежит разрешению в ином порядке судебном порядке, путем оспаривании действий Управления Роснедвижимости по Омской области либо соответствующей части приказа Управления Роснедвижимости по Омской области №78 от 24 июня 2007 года «О присвоении группы видов разрешенного использования».

Судебная коллегия находит его обоснованным.

Из обстоятельств дела следует, что перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска Омской области, переданный Управлением Роснедвижимости по Омской области оценщику и являющийся составной частью отчета ФГУП ФКЦ «Земля», в отношении земельного участка заявителя в графе 10 «Номер вида разрешенного использования» содержит указание на 7 группу вида разрешенного использования, а в графе 14 «Документ - основание» содержит ссылку на приказ Управления Роснедвижимости по Омской области №7 8 от 24 июня 2007 года.

Не может изменить правовой судьбы судебного решения и ссылки в кассационной жалобе на несоблюдение порядка финансирования работ по кадастровой оценке земель.

Суд правильно исходил из того, что само по себе заключение контракта и финансирование данных мероприятий из местного бюджета не свидетельствует о нарушении прав заявителя. Во всяком случае, каких-либо данных, свидетельствующих о том, что финансирование работ повлекло нарушение технологию расчетов, повлиявших на стоимость результатов государственной кадастровой оценки, правильность расчетов которых фактически оспаривает заявитель, в материалах дела не имеется. Как видно из доказательств по делу, сведения, содержащиеся в оспариваемом постановлении, получены из Отчета ФГУП «ФКЦ «Земля» об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г. Омск № 05-09/02 от 27 ноября 2007 года. Отчет составлен в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39. В материалах дела имеются данные о проведении экспертизы Отчета в Роснедвижимости и положительном ее заключении.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует обстоятельствам дела, основаны на допустимых доказательствах, материальный закон, регулирующий спорное правоотношение судом понят и истолкован верно, вследствие чего, судом сделан и верный вывод об отказе в удовлетворении заявления, а следовательно, оснований для отмены решения в кассационном порядке нет.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального Российской Федерации,

определила:

решение суда Омского областного суда от 27 ноября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Техсинтез» - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 50-Г10-1

ГПК РФ Статья 67. Оценка доказательств
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли

Производство по делу

Загрузка
Наверх