Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 51-КГ14-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 3 сентября 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Категория Гражданские дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 51-КГ14-4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 3 сентября 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоХаменкова В.Б.,
судейКалининой Л.А. и Горчаковой ЕВ.
при секретареДарькине АО.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Переславцевой У.А. об оспаривании отдельных положений приказа комитета по образованию г. Барнаула от 27 декабря 2012 года № 2154-осн «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599» по кассационной жалобе представителя Переславцевой У.А. - Гурова ВВ. на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 1 августа 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 октября 2013 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 1 августа 2013 года, оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 октября 2013 года, в удовлетворении заявления отказано.

Определением судьи Алтайского краевого суда от 31 января 2014 года отказано в передаче кассационной жалобы представителя Переславцевой У.А. - Гурова ВВ. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2014 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 3 июля 2014 года кассационная жалоба представителя Переславцевой У.А. - Гурова ВВ. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

В кассационной жалобе представителя Переславцевой У.А. - Гурова ВВ. ставится вопрос об отмене решения Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 1 августа 2013 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 октября 2013 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера существенное нарушение норм материального права.

Из материалов дела усматривается, что Переславцева У.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании пунктов 3, 4 приказа председателя комитета по образованию г. Барнаула от 27 декабря 2012 года № 2154-осн «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599», считая что на основании данного правового регулирования сокращаются места в дошкольных образовательных учреждениях для детей 3-летнего возраста на 4000 мест, чем нарушаются конституционные права ее несовершеннолетнего сына на получение образования путем предоставления места в дошкольном образовательном учреждении. В то время, как Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в целях реализации которого установлено оспариваемое правовое регулирование, ликвидация очереди в детские образовательные учреждения детей от 3 до 7 лет за счёт ущемления прав на образование детей, не достигших 3-летнего возраста, не предусмотрена.

Судебные инстанции, отказывая Переславцевой У.А. в удовлетворении заявления, исходили из того, что отсутствует совокупность условий, необходимая для признания решений, действий (бездействия) должностных лиц незаконными, поскольку оспариваемый приказ издан комитетом по образованию г. Барнаула в пределах предоставленных ему полномочий, в установленном законом порядке и не ущемляет права и законные интересы заявителя, и указали, в частности, в решении на то, что издание приказа не могло повлиять на предоставление ребёнку заявителя места в дошкольном образовательном учреждении.

С таким выводом согласиться нельзя.

Каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (статья 43 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путём создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (части 1, 2, 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 1 статьи 64 названного федерального закона дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1 статьи 67 Закона).

В силу пункта 6 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П, определено, что каждый ребёнок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счёт бюджета другого уровня.

Следовательно, возможность реализации детьми права на получение дошкольного образования не должна ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных федеральным законодательством, нарушающих принцип равенства права на получение образования и носящих дискриминационный характер по отношению к тем или иным категориям субъектов этого права.

Судом установлено, что приказом комитета по образованию г. Барнаула от 27 декабря 2012 года № 2154-осн утверждён План мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599, согласно пунктам 3 и 4 которого запланировано мероприятие по переоборудованию 150 групп для детей раннего возраста в группы для детей старше 3-х лет, срок исполнения указанного мероприятия - май-август 2013 года, эффект мероприятия - 3750 мест, и сокращение групп для детей с туберкулезной интоксикацией. Срок исполнения мероприятия - январь 2013 года, эффект мероприятия - 250 мест. Между тем из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», явившегося основанием для принятия оспариваемого заявителем приказа, следует, что его положения направлены на обеспечение общедоступности дошкольного образования, которое рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации; перед Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации поставлена задача достижения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет. Однако это не предполагает, что решение поставленной задачи может осуществляться путём ущемления права на дошкольное образование детей младше трёх лет, что и было установлено правовым актом отраслевого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В оспариваемом приказе комитета по образованию г. Барнаула под понятием «переоборудование групп» подразумевается увеличение количества мест для детей 3-7 лет путём сокращения количества мест для детей 2-3 лет, а также сокращение групп для детей с туберкулезной интоксикацией, что непосредственно влияет на количество детей в возрасте до 3-х лет, стоящих в очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении в 2013-2014 году.

Достижение поставленных целей не может осуществляться посредством принятия нормативных правовых актов, снижающих уровень правовых гарантий, предусмотренных федеральным законодательством об образовании.

Необходимо также отметить, что при вынесении судебных решений судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание и то обстоятельство, что для поддержки субъектов Российской Федерации в решении задачи, поставленной Указом Президента Российской Федерации, Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 133-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено дополнительное выделение средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидии на модернизацию региональных систем дошкольного образования, а также утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 32 июня 2013 года № 459 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году».

При таком положении решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 1 августа 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 октября 2013 года нельзя признать законными, они подлежат отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных Переславцевой У.А. требований.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 1 августа 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 октября 2013 года - отменить, заявление Переславцевой У.А. удовлетворить.

Признать недействующими пункты 3, 4 Плана мероприятий на 2013 год (приложение к приказу), утверждённого приказом комитета по образованию города Барнаула от 27 декабря 2012 года № 2154-осн, по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Председательствующий Судьи I

Статьи законов по Делу № 51-КГ14-4

Статья 43. Каждый имеет право на образование
ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх