Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 53-АПГ12-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 25 апреля 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №53-АПГ12-1

от 25 апреля 2012 года

 

председательствующего Еременко Т.И.,

при секретаре Аверине A.B. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Худоренко [скрыто]. и Мальчикова [скрыто] на

решение Красноярского краевого суда от 27 января 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявлений зарегистрированных кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Худоренко В.А. и Мальчикова Е.С. о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Красноярского края от 15 декабря 2011 года № 37/278-6 «О передаче вакантных мандатов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва зарегистрированным кандидатам из краевого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

решением Избирательной комиссии Красноярского края от 15 декабря 2011 года № 37/278-6 «О передаче вакантных мандатов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва зарегистрированным кандидатам из краевого списка кандидатов, выдвинутого

избирательным объединением Красноярское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» исключены из краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края Жириновский В.В. и Носов Д.Ю.; вакантные депутатские мандаты переданы зарегистрированным кандидатам в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва из краевого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России», Побилату Д.П. (Свердловская региональная группа) и Семизорову П.В. (Норильская региональная группа).

Зарегистрированные кандидаты в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края Худоренко В.А. и Мальчиков Е.С. обратились в Красноярский краевой суд с заявлениями о признании незаконным и отмене названного решения Избирательной комиссии Красноярского края в части передачи вакантных депутатских мандатов зарегистрированным кандидатам Побилату Д.П. и Семизорову П.В. и возложении на Избирательную комиссию Красноярского края обязанности передать им (заявителям) вакантные депутатские мандаты.

В обоснование требований заявители указали, что кандидатуры Побилата Д.П. и Семизорова П.В. для замещения вакантных депутатских мандатов предложены в нарушение абзаца второго пункта 5 статьи 53 Уставного закона Красноярского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края», подпункта «к» пункта 6.10 Устава политической партии «Либерально-демократическая партия России» не Координационным Советом, являющимся коллегиальным постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения Красноярское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России», а Высшим Советом ЛДПР, который не обладает такими полномочиями. Передачей вакантных депутатских мандатов другим кандидатам нарушено их право на получение депутатских мандатов, поскольку они являются первыми в списках кандидатов в своих региональных группах, получивших наибольшее число голосов избирателей.

Мальчиков Е.С. сослался также на то, что его кандидатура была предложена Избирательной комиссии Красноярского края для замещения вакантных депутатских мандатов решениями Координационного Совета Красноярского регионального отделения ЛДПР от 8, 10 и 12 декабря 2011 года, переданными в избирательную комиссию. Решение от 8 декабря 2011 года об отстранении от должности координатора Красноярского регионального отделения ЛДПР Черных A.A. и роспуске Координационного Совета КРО ЛДПР, решение от 9 декабря 2011 года о предложении Избирательной комиссии Красноярского края кандидатур Семизорова П.В. и Побилата Д.П. приняты Высшим Советом ЛДПР задним числом, подписаны единолично руководителем Высшего Совета ЛДПР Лебедевым И.В., доказательств принятия этих решений коллегиальным органом не представлено.

Решением Красноярского краевого суда от 27 января 2012 года в удовлетворении заявлений Худоренко В.А. и Мальчикова Е.С. отказано.

В апелляционных жалобах Худоренко В.А. и Мальчикова Е.С. ставится вопрос об отмене указанного решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и вынесении нового решения об удовлетворении их требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 30 августа 2011 года № Ч-6139П на 4 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва.

Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 21 октября 2011 года № 20/175-6 зарегистрирован краевой список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва, выдвинутый избирательным объединением Красноярское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России», в общекраевую часть которого вошли кандидаты Жириновский В.В. и Носов Д.Ю.

Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 9 декабря 2011 года № 36/275-6 выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва признаны действительными. Этим же решением утвержден протокол о результатах выборов по единому краевому избирательному округу, согласно которому Красноярское региональное отделение ЛДПР получило 4 депутатских мандата.

12 декабря 2011 года в Избирательную комиссию Красноярского края поступили заявления от кандидатов, включенных в общекраевой список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением Красноярское региональное объединение ЛДПР, Жириновского В.В. и Носова Д.Ю. об отказе от получения мандатов депутата Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва в связи с избранием их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В этот же день в Избирательную комиссию Красноярского края представлено решение Высшего Совета ЛДПР от 9 декабря 2011 года № 574 в/с, которым в связи с роспуском Координационного Совета КРО ЛДПР Высший Совет партии предложил Избирательной комиссии Красноярского края передать вакантные депутатские мандаты зарегистрированным кандидатам в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва из краевого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением КРО ЛДПР, Побилату Д.П. и Семизорову П.В.

Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 15 декабря 2011 года № 37/278-6 кандидаты Жириновский В.В. и Носов Д.Ю. исключены из краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва, вакантные депутатские мандаты переданы зарегистрированным кандидатам Побилату Д.П. и Семизорову П.В., которые в числе других кандидатов от Красноярского регионального отделения ЛДПР зарегистрированы депутатами Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва, им выданы соответствующие удостоверения.

Разрешая заявления Худоренко В.А. и Мальчикова Е.С., суд пришел к выводу о соблюдении Избирательной комиссией Красноярского края процедуры распределения вакантных депутатских мандатов. То обстоятельство, что предложение о передаче вакантных депутатских мандатов поступило в Избирательную комиссию Красноярского края от Высшего Совета ЛДПР, а не от Координационного Совета, являющегося коллегиальным постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения Красноярское региональное отделение ЛДПР, не явилось, по мнению суда, основанием для признания оспариваемого решения Избирательной комиссии Красноярского края незаконным.

Судебная коллегия находит вывод суда правильным.

Абзацем первым пункта 5 статьи 53 Уставного закона Красноярского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» предусмотрено, что если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри краевого списка кандидатов депутатский мандат оказался вакантным, он передается зарегистрированному кандидату из того же краевого списка кандидатов. Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в ту же региональную группу краевого списка кандидатов (общекраевую часть краевого списка кандидатов), что и зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым пункта 5 статьи 53 названного Уставного закона.

Согласно абзацу второму указанного выше пункта при отказе зарегистрированного кандидата, включенного в общекраевую часть краевого списка кандидатов, от депутатского мандата коллегиальный постоянно действующий руководящий орган избирательного объединения, в составе краевого списка кандидатов которого этот кандидат был избран, в течение трех дней после отказа зарегистрированного кандидата от депутатского мандата вправе предложить Избирательной комиссии Красноярского края передать депутатский мандат в одну из региональных групп из того же краевого списка кандидатов. В этом случае Избирательная комиссия Красноярского края передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату из региональной группы, предложенной указанным органом избирательного объединения. В случае если коллегиальный постоянно действующий руководящий орган избирательного объединения не направил решение в указанный в срок, Избирательная комиссия Красноярского края передает депутатский мандат зарегистрированному кандидату из того же краевого списка кандидатов в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 5 статьи 53.

Уставом политической партии «Либерально-демократическая партия России» предусмотрено, что одной из основных целей политической партии является выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные

органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе (пункт 2.1 Устава ЛДПР).

Согласно пункту 5.1 Устава ЛДПР руководящими органами партии являются Съезд, Высший Совет и Председатель ЛДПР.

В период между съездами руководящим органом ЛДПР является Высший Совет (пункт 5.9 Устава ЛДПР), к числу полномочий которого относится принятие решения об отстранении от должности действующего координатора регионального отделения ЛДПР и в связи с этим о досрочном роспуске Координационного Совета, о назначении исполняющего обязанности координатора регионального отделения ЛДПР (подпункт «з» пункта 5.11 Устава ЛДПР).

Согласно пунктам 6.2, 6.5 Устава ЛДПР высший руководящий орган регионального отделения ЛДПР - конференция, а в период между конференциями руководящим органом регионального отделения ЛДПР является Координационный Совет.

К числу полномочий Координационного Совета относится принятие решения по согласованию с Высшим Советом о предложении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата законодательного (представительного) органа государственной власти и представительного органа власти местного самоуправления субъекта Российской Федерации (в случае досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и в случае, предусмотренном соответствующим законодательством (подпункт «к» пункта 6.10 Устава ЛДПР).

Учитывая, что региональное отделение политической партии является ее структурным подразделением, и установив, что решением Высшего Совета ЛДПР от 8 декабря 2011 года Координационный Совет распущен, суд сделал правильный вывод о том, что Высший Совет ЛДПР, являясь единственным постоянно действующим руководящим органом партии, в целях реализации положения абзаца второго пункта 5 статьи 53 Уставного закона Красноярского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» вправе был самостоятельно принять решение о предложении Избирательной комиссии Красноярского края кандидатур из краевого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное отделение ЛДПР, для замещения вакантных депутатских мандатов. Иное свидетельствовало бы о нарушении права избирательного объединения самостоятельно определять и предлагать избирательной комиссии кандидатуры для замещения вакантных депутатских мандатов.

Поскольку решение Координационного Совета от 8 декабря 2011 года о предложении кандидатуры Мальчикова Е.С. для замещения вакантного депутатского мандата не было согласовано с Высшим Советом, как того требует подпункт «к» пункта 6.10 Устава политической партии «Либерально-демократическая партия России», кроме того, решением от 8 декабря 2011 года Координационный Совет распущен, нельзя согласиться с доводом Мальчикова Е.С. о том, что Избирательная комиссия Красноярского края при

решении вопроса о передаче вакантного депутатского мандата должна была руководствоваться решением Координационного Совета.

Что касается решений Координационного Совета от 10 и 12 декабря 2011 года, на которые также ссылался Мальчиков Е.С., то они приняты после роспуска Координационного Совета, который был распущен уполномоченным органом: Высшим Советом Либерально-демократической партии России.

Следует признать правильным и суждение суда по доводу Мальчикова Е.С. о принятии Высшим Советом решений о роспуске Координационного Совета и о предложении Избирательной комиссии Красноярского края кандидатур Побилата Д.П. и Семизорова П.В. для замещения вакантных депутатских мандатов с нарушением порядка, предусмотренного Уставом политической партии «Либерально-демократическая партия России». Не соглашаясь с приведенным доводом, суд обоснованно исходил из того, что в данном случае заявителем оспаривается решение руководящего органа политической партии, проверка законности которого осуществляется в установленном законом порядке. На момент рассмотрения дела судом решения Высшего Совета ЛДПР незаконными не признаны.

Полагая, что выводы суда основаны на законе, анализ которого приведен в решении суда, и соответствуют установленным обстоятельствам дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Доводы апелляционных жалоб аналогичны заявлявшимся при обращении в суд, получили оценку суда и выводов его не опровергают, поэтому основаниями к отмене решения явиться не могут.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Красноярского краевого суда от 27 января 2012 год оставить без изменения, апелляционные жалобы Худоренко В.А. и Мальчикова Е.С. - без удовлетворения. [скрыто]

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 53-АПГ12-1

Производство по делу

Загрузка
Наверх