Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 56-Г10-10

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 18 августа 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №56-Г10-10

от 18 августа 2010 года

 

председательствующего Меркулова В.П.,

при секретаре Алешиной П.В. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края на решение Приморского краевого суда от И июня 2010 года, которым признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня принятия статья 6.1 закона Приморского края от 28 октября 2009 года № 512-КЗ «О внесении изменений в закон Приморского края «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Хасанским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Хасанского муниципального района» в части включения в приложение 6.1 к закону Приморского края от 28 июня 2007 года № 109-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Хасанским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Хасанского муниципального района» пункта 137 (гаражный бокс, пгт Славянка, ул. 50 лет Октября, 5, площадью 67,2 кв.м, остаточной стоимостью 43,8 тыс.руб., 1987 года ввода в эксплуатацию) раздела «Жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения генерального директора ООО «Славянка Сервис ДВ» Клюкмана В.А., представителя ООО «Славянка Сервис ДВ» Филиппенко Е.В., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

28 октября 2009 года принят закон Приморского края № 512-КЗ «О внесении изменений в закон Приморского края «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Хасанским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Хасанского муниципального района», которым закон Приморского края от 28 июня 2007 года № 109-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Хасанским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Хасанского муниципального района» дополнен статьей 6.1 следующего содержания: передать движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности Хасанского муниципального района, в собственность Славянского городского поселения согласно приложению 6.1.

Приложение 6.1 к закону № 109-КЗ представляет собой Перечень предприятий, учреждений, иного имущества, передаваемых из муниципальной собственности Хасанского муниципального района в муниципальную собственность Славянского городского поселения. В пункте 137 раздела «Жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для содержания муниципального фонда» Перечня указан гаражный бокс, находящийся по ул. 50 лет Октября, 5 в пгт Славянка, площадью 67,2 кв.м, остаточной стоимостью 43,8 тыс.руб., 1987 года ввода в эксплуатацию.

Текст закона Приморского края № 512-КЗ официально опубликован в печатном издании «Ведомости Законодательного Собрания Приморского края» от 30 октября 2009 года № 128, в «Приморской газете» от 6 ноября 2009 года №84 (371).

ООО «Славянка Сервис ДВ» обратилось в Приморский краевой суд с заявлением о признании недействующей статьи 6.1 закона Приморского края от 28 октября 2009 года № 512-КЗ в части включения в приложение 6.1 к закону Приморского края от 28 июня 2007 года № 109-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Хасанским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Хасанского муниципального района» пункта 137 раздела «Жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда».

В обоснование заявленного требования общество указало, что спорный объект (гаражный бокс) находится на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ООО «Славянка Сервис ДВ» на основании постановления главы муниципального образования Хасанский район от 28 января 2005 года № 61, договора купли-продажи от 14 марта 2005 года № 151. На этом же земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ООО «Славянка Сервис ДВ», а именно: здание гаражных боксов, административное здание, являющиеся объектами 1992 года постройки. Согласно техническому паспорту спорный гаражный бокс построен в 1993 году. Две боковые стены его являются стенами зданий (здания гаражных

боксов, административного здания), принадлежащих обществу на праве собственности, третья стена является стеной помещений, принадлежащих сторонней организации.

Спорный объект возник в результате реконструкции принадлежащих обществу объектов недвижимости путем пристройки дополнительной стены с воротами и установки перекрытия.

По мнению ООО «Славянка Сервис ДВ», включение гаражного бокса в Перечень предприятий, учреждений, иного имущества, передаваемых из муниципальной собственности Хасанского муниципального района в муниципальную собственность Славянского городского поселения является необоснованным, нарушает его права и законные интересы, противоречит части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку в перечень имущества, подлежащего передаче, включен объект недвижимости, которым администрация Хасанского муниципального района не владела и не могла владеть. Как самостоятельный объект недвижимости гаражный бокс, 1987 года ввода в эксплуатацию, не существует, техническая документация на него отсутствует, право собственности администрации Хасанского муниципального района на гаражный бокс в установленном порядке не зарегистрировано.

ООО «Славянка Сервис ДВ» указало также, что в настоящее время гаражный истребуется у него администрацией Славянского городского поселения.

Представитель Законодательного Собрания Приморского края заявленные требования не признала, полагая, что порядок разграничения муниципальной собственности между Хасанским муниципальным районом и входящими в его состав городскими и сельскими поселениями соблюден.

Решением Приморского краевого суда от 11 июня 2010 года требования ООО «Славянка Сервис ДВ» удовлетворены.

В кассационной жалобе администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Согласно части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября

2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» видами имущества.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу.

Порядок разграничения объектов муниципальной собственности в Приморском крае установлен законом Приморского края от 15 февраля 2008 года № 194-КЗ «О порядке разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальными районами и входящими в их состав городскими и сельскими поселениями».

Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что закон Приморского края от 28 октября 2009 года № 512-К принят в пределах компетенции Законодательного Собрания Приморского края, вместе с тем, оспариваемая норма статьи 6.1 в части включения в Перечень предприятий, учреждений, иного имущества, передаваемых из муниципальной собственности Хасанского муниципального района в муниципальную собственность Славянского городского поселения гаражного бокса, площадью 67,2 кв.м, остаточной стоимостью 43,8 тыс.руб., 1987 года ввода в эксплуатацию, расположенного по ул.50 лет Октября, 5 в пгт Славянка, не соответствует требованиям части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, поскольку гаражный бокс не находится во владении Хасанского муниципального района.

Судом установлено, что по договору купли-продажи имущества от 27 августа 2004 года ООО «Славянка Сервис ДВ» приобрело производственную базу обанкротившегося ХРМУО ЖКХ, в том числе административное здание, здание мастерских и гаражей, находившуюся в полуразрушенном состоянии. Гаражный бокс, по поводу которого возник спор,

был восстановлен путем пристройки дополнительной стены с воротами и установки перекрытия. Таким образом, гаражного бокса, 1987 года введения в эксплуатацию, не существует.

Согласно договору купли-продажи от 14 марта 2005 года ООО «Славянка Сервис ДВ» приобрело находящийся в государственной собственности земельный участок, на котором расположены указанные выше здания и который не был обременен правами третьих лиц, что следует из свидетельства о государственной регистрации права собственности ООО «Славянка Сервис ДВ» на указанный участок.

Поскольку в процессе рассмотрения дела администрацией Хасанского муниципального района не были представлены документы, подтверждающие право собственности района на спорный гаражный бокс, в частности подлинный реестр муниципальной собственности Хасанского муниципального района, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным согласиться с выводом суда о необоснованности включения гаражного бокса в перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности Хасанского муниципального района в муниципальную собственность Славянского городского поселения.

Из имеющихся в деле материалов усматривается, что в отношении гаражного бокса, находящегося по ул.50 лет Октября, 5, в пгт Славянка, имеется спор о праве.

Так, решением Арбитражного суда Приморского края от 19 июня 2008 года администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района отказано в иске к ООО «Славянка Сервис ДВ» об истребовании спорного гаражного бокса из чужого незаконного владения.

Из указанного решения следует, что в обоснование своего права на бокс администрация Славянского городского поселения ссылалась на закон Приморского края от 28 июня 2007 года № 109-ФЗ, в соответствии с которым гаражный бокс подлежал передаче Славянскому городскому поселению.

Поскольку решением Приморского краевого суда от 7 декабря 2007 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2008 года, закон Приморского края от 28 июня 2007 года № 109-ФЗ в части передачи в собственность Славянского городского поселения гаражного бокса признан недействующим, в удовлетворении иска администрации Славянского городского поселения об истребовании бокса из незаконного владения ООО «Славянка Сервис ДВ» отказано.

В связи с вступлением в силу закона Приморского края от 28 октября 2009 года № 512 между Славянским городским поселением и ООО «Славянка Сервис ДВ» вновь существует спор о праве, являющийся предметом рассмотрения Арбитражного суда Приморского края. В качестве основания возникновения права собственности на гаражный бокс администрация Славянского городского поселения ссылается на закон Приморского края от 28 октября 2009 года № 512.

До принятия указанного закона ООО «Славянка Сервис ДВ» заявляло о своих правах на спорный гаражный бокс.

2 февраля 2009 года директор ООО «Славянка Сервис ДВ» обратился к председателю Думы Хасанского района с просьбой об исключении указанного гаражного бокса из перечня объектов муниципальной собственности, подлежащих передаче Славянскому городскому поселению, поскольку он возник в результате реконструкции принадлежащих ООО «Славянка Сервис ДВ» объектов недвижимости, находится на земельном участке, собственником которого является ООО «Славянка Сервис ДВ».

При таких обстоятельствах, учитывая, что законность включения в перечень передаваемого муниципального имущества гаражного бокса, 1987 года введения в эксплуатацию, не доказана, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.

При рассмотрении дела суд правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, поэтому Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.

Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии с оценкой доказательств, данной судом и признанной правильной Судебной коллегией, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут явиться основаниями к отмене решения суда.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Приморского краевого суда от 11 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Славянского городского

Статьи законов по Делу № 56-Г10-10

Производство по делу

Загрузка
Наверх