Типовые договорыТиповые договоры





Дело № 58-Г08-19

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 29 октября 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Макаров Геннадий Васильевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №58-Г08-19

г. Москва

Председательствующего Т.И.Еременко

судейГ.В.Макарова, В.П.Меркулова

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановления Правительства Хабаровского края от 4 сентября 2006 г. № 137-пр «О вопросах перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Хабаровская края», по кассационной жалобе правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 31 июля 2008 г., которым постановлено: «удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края. Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда постановление Правительства Хабаровского края от 4 сентября 2006 г. № 137-пр «О вопросах перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Хабаровская края».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда первой инстанции оставить без изменения, Судебная коллегия

 

установила:

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с вышеуказанным заявлением, сославшись на то, что оспариваемым нормативным актом определены порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок выдачи специального разрешения на их движение; утверждены Положение о взимании платы с владельцев или пользователей указанного транспорта, Временные ставки платы за проезд; установлен размер, порядок исчисления и взимание платы с владельцев или пользователей такого транспорта, что противоречит Федеральному закону от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в этой сфере (ст.ст.11, 12). В связи с принятием федерального закона у органов государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют полномочия в регулировании вопросов определения порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, выдачи специального разрешения на их движение. Согласно ст. 62 данного Федерального закона, со дня его вступления в силу и до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», устанавливающих, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев. В заявлении прокурора также отмечается, что отсутствие соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда, а также порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных грузов, основанием для изменения установленных федеральным законом правил являться не может. Субъект Российской Федерации при осуществлении правового регулирования должен действовать в пределах своей компетенции и в полном соответствии с федеральным законом. При этом указывает, что Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 г. № 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» и от 14.10.1996 г. № 1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы», во исполнение которых принято оспариваемое Постановление, действуют только в отношении федеральных дорог. Следовательно, с принятием Федерального закона от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ субъекты Российской Федерации не могут регулировать порядок возмещения и определения размера вреда, причиняемого указанными транспортными средствами, и порядок установления выдачи специального разрешения на движение указанных транспортных средств.

По делу постановлено приведенное выше решение Хабаровского краевого суда.

В кассационной жалобе правительства Хабаровского края ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции как постановленного с нарушением норм материального права, так как суд, признавая недействующим постановление полностью, не учел того, что в нем содержатся нормы, соответствующие полномочиям субъекта Российской Федерации. В частности, в разделе 2 Положения установлен порядок исчисления платы за проезд тяжеловесных автотранспортных средств, что соответствует п.7 ст. 12 ФЗ от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ, которым установлено, что субъекты Российской Федерации вправе определять размер вреда, причиняемого, рассматриваемыми транспортными средствами. Не приняты во внимание требования, содержащиеся в постановлениях Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. № 962 и от 22 сентября 1999 г. № 1079, в Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. № 962, которыми рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов российской Федерации, и организовывать службы весового контроля, и то, что посты весового контроля организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также правила выдачи разрешений на перевозку крупногабаритных или тяжеловесных грузов и согласование перевозок таких грузов по всему маршруту движения. Не учтено, что основным разработчиком федерального Закона об автомобильных дорогах, согласно распоряжения правительства РФ является Минтранс РФ, который своим приказом от 31 июля 2007 г. № 107 утвердил регламент федерального дорожного агентства по предоставлению государственной услуги по расчету платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам федерального значения, в п.2 которого указано, что предоставление государственной услуги осуществляется и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. № 962.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с п.п. «б, к» части 1 ст. 72, 73, ч.2 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

В соответствии с ч.1, 2 ст.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

При рассмотрении дела судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что оспариваемым постановлением определен порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, а также порядок выдачи специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам.

Статьи 1, 4, 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов. В систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения включены законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы принятым позднее Федеральным законом № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ст.ст.11, 13 этого закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится: установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортным средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и порядка определения размера такого вреда; установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядка, осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозка опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Пунктом 7 ст. 12 закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено только определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

В связи с принятием Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ у органов государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют полномочия в регулировании вопросов определения порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, выдачи специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов. Также суждение суда и вывод об удовлетворении заявленного требования являются правильными.

Судом обсуждался довод Правительства края о том, что в настоящее время порядок возмещения вреда, определения размера такого вреда и порядок выдачи специального разрешении, определены постановлениями Правительства РФ № 962 от 26 сентября 1995 г. и № 1079 от 22 сентября 1999 г., приказом Минтранса РФ от 31.07.2007 г. №107, Инструкцией, утвержденной приказом Минтранса РФ 27.05.1996 г. и был признан не состоятельным. Суд обоснованно сослался и исходил из того, что ст. 62 Федерального закона 08.11.2007 г. № 287 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что со дня вступления закона в силу и до приведения в соответствие с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Постановление Правительства РФ от 26.09.1995 г. № 962, Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденная приказом Минтранса РФ от 27.05.1996 г., административный регламент, утвержденный приказом Минтранса РФ № 107 от 31.07.2007 г. действуют в отношении федеральных дорог. При этом, содержащиеся в п. 4 постановления Правительства РФ от 26.09,1995 г. № 962 рекомендации органам исполнительной власти РФ ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов РФЛ организовать службы весового контроля, а также указание в п.4 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1079 на то, что стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки на других автомобильных дорогах, организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не содержат необходимых элементов реализации. Кроме того, данные акты в части предоставления указанных полномочий субъекту Российской Федерации противоречат федеральному закону № 257-ФЗ.

Довод жалобы о том, что суд удовлетворил требования прокурора в полном объеме, несмотря на то, что в п. 1.1 Положения о взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 4 сентября 2006 г. № 137-пр, предусмотрено установление размера, порядка исчисления и взимания платы в целях компенсации ущерба (вреда) наносимого региональным и межмуниципальным автомобильным дорогам, не может служить основанием к отмене судебного решения. Как усматривается из указанного Положения, в нем установлен порядок определения такого размера, а в соответствии с федеральным законом РФ от 8 ноября 2007 г. № 257, данные полномочия являются компетенцией субъекта РФ.

Другие доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

решение Хабаровского краевого суда от 31 июля 2008 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Хабаровского края - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 58-Г08-19

Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)

Производство по делу

Загрузка
Наверх