Типовые договорыТиповые договоры





Дело № 59-В08-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 3 октября 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Малышкин Александр Викторович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №59-В08-2

от 3 октября 2008 года

 

Российской Федерации

Председательствующего: Горохова Б.А.,

судей Малышкина A.B. и Гуляевой Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Травкина [скрыто] t к УВД Амурской области о взыскании денежного

вознаграждения и компенсации за работу в сверхурочное время по надзорной жалобе представителя Управления внутренних дел по Амурской области на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 26 декабря 2007 года, которым иск Травкина В.А. частично удовлетворен, и определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 февраля 2008 года, оставившее решение без изменения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Малышкина A.B., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

установила:

 

Травкин В.А. обратился в суд с иском к Управлению внутренних дел по Амурской области о взыскании задолженности по выплате денежного вознаграждения за дни фактического участия в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период командировки с 6 января 2005 года по 28 июня 2005 года в Чеченской Республике в размере [скрыто] руб. [скрыто] коп., а также вместо предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска просил взыскать

денежную компенсацию за работу в указанной командировке сверх установленного рабочего времени в количестве 976 часов. Ответчик иск не признал.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 26 декабря 2007 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 февраля 2008 года, иск Травкина В.А. удовлетворен частично. С Управления внутренних дел по Амурской области в пользу Травкина В.А. взыскана компенсация за сверхурочно отработанное время в период с 6 января 2005 года по 28 июня 2005 года включительно в сумме [скрыто] руб. [скрыто] коп., возмещены расходы на

оплату услуг представителя в сумме [скрыто] руб., в остальной части иска отказано.

В надзорной жалобе представитель Управления внутренних дел по Амурской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и в удовлетворении заявленных требований отказать.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2008 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для изучения по его материалам надзорной жалобы.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 2 сентября 2008 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что надзорная жалоба подлежит удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

Удовлетворяя иск в части взыскания компенсации за работу в сверхурочное время, суд применил нормы Закона РФ «О милиции» и Трудового кодекса РФ, исходя из того, что по указанным требованиям истцом не пропущен срок исковой давности, в период служебной командировки он работал сверхурочно и данная работа подлежит оплате в соответствии с нормами трудового законодательства.

Между тем, выводы суда об оплате работы в сверхурочное время основаны на неправильном применении норм трудового законодательства к отношениям, возникшим между сторонами при направлении истца в указанную служебную командировку.

Из материалов дела следует, что Травкин В.А. проходил службу в УВД по Амурской области в должности старшего инспектора-кинолога, в период с 6 января 2005 года по 28 июня 2005 года был направлен в служебную командировку в Чеченскую Республику для выполнения мероприятий по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности.

Привлечение сотрудников органов внутренних дел для выполнения служебно-боевых задач при проведении контртеррористической операции регулируется специальными нормативными актами, в связи с чем не могут применяться нормы трудового законодательства в части оплаты работы сверх установленной законом продолжительности рабочего времени.

Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на определенных лиц, если это установлено федеральным законом. Действие трудового законодательства распространяется на сотрудников органов внутренних дел с особенностями, установленными законодательством.

Правовую основу службы в органах внутренних дел согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года №1026-1 «О милиции» составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты МВД Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1 (с изменениями), индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел.

Согласно статье 22 названного закона виды и размеры денежного довольствия сотрудников милиции устанавливаются Правительством Российской Федерации и должны обеспечивать достаточные материальные предпосылки для комплектования кадров милиции на конкурсной основе, учитывать характер и условия службы (в ред. Федерального закона от 31.03.1999 г. № 68-ФЗ). За работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени сотрудникам милиции предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством о труде.

Таким образом, в обычных условиях службы сотрудники милиции за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени получают компенсацию в соответствии со статьями 152-154 ТК РФ.

В силу статьи 17 Закона «О милиции» обусловленные особенностями службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников милиции устанавливаются федеральными законами и обеспечиваются соответствующими социальными гарантиями.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 июля 1998 года №130-Ф3 «О борьбе с терроризмом» (утратил силу с 1 января 2007 г. в связи с изданием Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму»), действовавшего в период командировки истца, правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Российской

Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона «О противодействии терроризму» социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, установленного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Аналогичное положение содержалось в пункте 2 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации «О борьбе с терроризмом».

Одним из субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, является МВД Российской Федерации (статья 6 закона «О борьбе с терроризмом»), в компетенцию которого в силу статьи 7 этого закона входит борьба с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

В целях упорядочения мер социальной защиты военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 09.02.2004 г. № 65 установило дополнительные гарантии и компенсации указанной категории военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти.

Данным постановлением, исходя из специфики режима служебного времени сотрудников и военнослужащих, проходящих службу и направляемых в командировку на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации, с учетом особенностей выполняемых ими задач, в том числе и необходимости несения службы в сверхурочное время, ночные часы, а также в выходные и праздничные дни, установлены необходимые гарантии и компенсации:

оклады по штатной должности (воинской должности) и по специальному (воинскому) званию с повышением на 50 процентов;

ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет, исходя из повышенных в соответствии с настоящим Постановлением окладов денежного содержания;

ежемесячная надбавка за особые условия службы в размере 100 процентов оклада по штатной должности (воинской) должности с учетом повышения, предусмотренного настоящим Постановлением;

- полевые (суточные) в 3-кратном размере установленной нормы;

- зачет выслуги лет для назначения пенсии 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца;

- время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в КТО из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца;

обеспечение бесплатным питанием с сохранением на этот период выплаты ежемесячной продовольственной компенсации и ряд других льгот и компенсаций.

Кроме того, в соответствии со статьей 51 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1, указанной категории сотрудников предоставляется дополнительный отпуск за особый характер службы продолжительностью до десяти календарных дней для восстановления профессиональной работоспособности в результате повышенных физических и нервных нагрузок.

Анализ названных выше законов и нормативных актов свидетельствует о том, что выполнение служебных обязанностей сотрудниками милиции, направленными на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации для участия в контртеррористических операциях и обеспечения правопорядка и общественной безопасности, имеет иную правовую природу, нежели несение ими службы на постоянном рабочем месте в соответствующем подразделении органов внутренних дел.

Режим службы сотрудников органов внутренних дел, выполняющих задачи в ходе контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации в составе Объединенной группировки войск (сил), изначально не предполагает соблюдения установленной законом продолжительности рабочего времени.

Для данных сотрудников на период командировки установлен особый режим работы и специальные, повышенные по сравнению с трудовым законодательством, меры социальной защиты, в том числе по оплате их труда. Указанные работники в этот период не находятся в непосредственном подчинении своего постоянного работодателя, и последний не решает в отношении них вопросы, связанные с правилами внутреннего трудового распорядка, режимом рабочего времени, привлечением работников к сверхурочным, ночным работам.

Трудовым кодексом РФ не регламентируются условия и порядок откомандирования для участия в контртеррористических операциях и обеспечения правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации лиц, находящихся на федеральной государственной службе, к видам которой Федеральным законом

от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» отнесены военная и правоохранительная служба.

Трудовым кодексом РФ предусмотрены гарантии при направлении работников в служебные командировки, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение работодателем расходов, связанных со служебной командировкой. При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (статьи 167, 168 ТК РФ).

Пунктом 107 Инструкции об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 5 октября 2006 года №780 определено, что дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам (военнослужащим), направленным в служебные командировки для участия в контртеррористических операциях и обеспечения правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, предоставляются в установленном порядке, т.е. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года №65 (сноска к пункту 107).

Таким образом, при разрешении данного дела нормы трудового законодательства об оплате работы в сверхурочное время ошибочно применены судом.

Принимая во внимание, что в соответствии с установленными Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации полномочиями суда надзорной инстанции пересмотр в порядке надзора представляет собой дополнительное средство защиты права, учитывая, что при рассмотрении дела имели место судебные ошибки, то в целях исправления последних состоявшиеся по делу судебные постановления, вынесенные с нарушением вышеизложенных норм материального права, подлежат отмене.

Исходя из того, что по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, поскольку обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации находит возможным не передавая дела на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска Травкина В. А. к УВД Амурской области о взыскании денежного вознаграждения и компенсации за работу в сверхурочное время.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

определила:

 

решение Благовещенского городского суда Амурской области от 26 декабря 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 февраля 2008 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым Травкину [скрыто] отказать в удовлетворении иска к УВД Амурской области о

взыскании денежного вознаграждения и компенсации за работу в сверхурочное

Статьи законов по Делу № 59-В08-2

ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
ТК РФ Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
ТК РФ Статья 167. Гарантии при направлении работников в служебные командировки
ТК РФ Статья 168. Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой

Производство по делу

Загрузка
Наверх