Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 60-Г07-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 11 июля 2007 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Соловьёв Владимир Николаевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №60-Г07-3

от 11 июля 2007 года

 

рассмотрела в судебном заседании от 11 июля 2007 г. дело по заявлению первого заместителя прокурора Камчатской области о признании отдельных положений Закона Камчатской области от 12 декабря 2006 г. № 544 «Об областном бюджете на 2007 г.» противоречащими нормам федерального законодательства по кассационному представлению прокурора и кассационной жалобе Совета народных депутатов Камчатской области на решение Камчатского областного суда от 23 апреля 2007 г., которым заявленные прокурором требования частично удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Первый заместитель прокурора Камчатской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента принятия части 2 и 4 статьи 22, абзаца 1 в части суммы субвенций 2510104,1 тыс. руб. и подпунктов 1, 2, 3, 4, 5 части 1 статьи 23 Закона Камчатской области от 12 декабря 2006 г. № 544 «Об областном бюджете на 2007 год», приложения 14 к Закону Камчатской области от 12 декабря 2006 г. № 544 «Об областном бюджете на 2007 год»

председательствующего

Еременко Т.И.

судей

Макарова Г.В. и Соловьева В.Н.

 

установила:

 

в части предоставления субвенций местным бюджетам на поощрение лучших учителей в сумме 2100,0 тыс. руб.; на внедрение инновационных образовательных программ в государственных и муниципальных общеобразовательных школах в сумме 7000,0 тыс. руб.; на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в сумме 33877,0 тыс. руб.; на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи в сумме 27491,1 тыс. руб.; на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, в сумме 2717,4 тыс. руб.; для финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований полномочий по составлению (изменению и дополнению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации в сумме 291,6 тыс.руб.; а также приложения 15 к Закону Камчатской области от 12 декабря 2006 г. № 544 «Об областном бюджете на 2007 год» в части предоставления субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в сумме 1611739,0 тыс.руб.; на предоставление социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, переданных под опеку, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), в сумме 66447,1 тыс.руб.; на организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в отдельных образовательных учреждениях в Камчатской области в сумме 263043,0 тыс.руб.; на выплату ежемесячной доплаты педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, финансируемых из местных бюджетов (дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей), в соответствии с постановлением губернатора Камчатской области от 26 октября 2005 г. № 429 «Об утверждении Положения о ежемесячной доплате к заработной плате педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Камчатской области, и муниципальных образовательных учреждений, имеющим ученые степени доктора наук, ученые степени кандидата наук, государственные награды СССР, РСФСР и РФ» в сумме 2711,0 тыс.руб.; для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством и утвержденными губернатором Камчатской области стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг в сумме 543174,0 тыс. руб.

В судебном заседании прокурор заявленные требования уточнил. В связи с тем, что в оспариваемые положения Закона Камчатской области от 12 декабря 2006 г. № 544 «Об областном бюджете на 2007 год» внесены изменения Законом Камчатской области от 27 февраля 2007 г. № 552 «О внесении изменений в Закон Камчатской области «Об областном бюджете на 2007 год», просил при-

знать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента принятия:

- часть 2 и пункты 1-8 части 4 статьи 22, абзац 1 в части суммы субвенций 2476207,181 тыс. руб. и пункты 1, 2, 3, 4, 5, 7 части 1 статьи 23 Закона Камчатской области от 12 декабря 2006 г. № 544 «Об областном бюджете на 2007 год», а также приложение № 14 и приложение № 15 к указанному Закону.

В обоснование своего заявления прокурор сослался на противоречие оспариваемых положений данного нормативного правового акта статьям 6, 65, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктам 2, 6, 7 статьи 19 Федерального Закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полагая, что в случае, если закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусматривает предоставление органам местного самоуправления субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий, им должны вводиться в действие и законы, предусматривающие наделение органов местного самоуправления такими полномочиями. При этом указал, что на момент обращения в суд законы Камчатской области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, на выполнение которых местным бюджетам предоставляются субвенции из областного бюджета, не приняты, то есть основания для возникновения расходного обязательства Камчатской области в виде субвенций муниципальным образованиям на выполнение отдельных государственных полномочий, при принятии закона об областном бюджете, отсутствовали.

Представитель Совета народных депутатов Камчатской области Шмаева Е.В. с заявлением прокурора не согласилась, так как считала, что средства, перечисленные из федерального бюджета, могут аккумулироваться в региональном фонде компенсаций для последующего перераспределения субъектом Российской Федерации конкретным получателям. Полагала требования прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству части 2 и пунктов 1-8 части 4 статьи 22 и приложения № 14 Закона Камчатской области от 12 декабря 2006 г. № 544 «Об областном бюджете на 2007 год» необоснованными, поскольку в этом случае речь идет не о государственных полномочиях субъекта Российской Федерации, а об участии субъекта Российской Федерации в обеспечении прохождения денежных средств, предназначенных органам местного самоуправления на реализацию государственных полномочий Российской Федерации.

Кроме того, со ссылкой на статью 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и постановление Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. № 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты», указала, что полномочия РФ по осуществлению воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, уже переданы органам местного самоуправления названным Федеральным законом. Также, со ссылкой на часть 14 статьи 5 Федерального закона от 20 авгу-

ста 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и постановление Правительства РФ от 23 мая 2005 г. № 320 «Об утверждении Правил финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», полагала, что полномочия РФ по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации переданы органам местного самоуправления.

Представитель губернатора Камчатской области Лядовская Е.А. высказала аналогичную правовую позицию, как и представитель Совета народных депутатов Камчатской области Шмаева Е.В.

Решением Камчатского областного суда от 23 апреля 2007 г. требования, заявленные первым заместителем прокурора Камчатской области о признании отдельных положений Закона Камчатской области от 12 декабря 2006 г. № 544 «Об областном бюджете на 2007 год» противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, удовлетворены частично.

Суд признал противоречащими федеральному законодательству, в связи с чем недействующими и не подлежащими применению со дня принятия положения части 2 и пункты 1, 2, 3, 4, 7, 8 части 4 статьи 22, абзац 1 относительно суммы субвенций 2476207,181 тыс. руб. и пункты 1, 2, 3, 4, 5, 7 части 1 статьи 23 Закона Камчатской области от 12 декабря 2006 г. № 544 «Об областном бюджете на 2007 год»; а также приложение 14 к этому Закону в части предоставления субвенций местным бюджетам на поощрение лучших учителей в сумме 2100,0 тыс. руб.; на внедрение инновационных образовательных программ в государственных и муниципальных общеобразовательных школах в сумме 7000,0 тыс. руб.; на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в сумме 33920,82648 тыс. руб.; на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи в сумме 32338,67752 тыс. руб.; на цели равного с Министерством внутренних дел РФ повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств местных бюджетов, в сумме 3010,0560 тыс. руб.; на выплату единовременных пособий при всех нормах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в сумме 1480,0 тыс. руб.

Недействующим суд признал и приложение 15 к указанному Закону в части предоставления субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в сумме 1566897,381 тыс. руб.; на предоставление социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, переданных под опеку, обучающихся в федеральных обра-

зовательных учреждениях), в сумме 73249,0 тыс. руб.; на организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в отдельных образовательных учреждениях в Камчатской области в сумме 263043,0 тыс. руб.; на выплату ежемесячной доплаты педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, финансируемых из местных бюджетов (дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей), в соответствии с постановлением губернатора Камчатской области от 26 октября 2005 г. № 429 «Об утверждении Положения о ежемесячной доплате к заработной плате педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Камчатской области, и муниципальных образовательных учреждений, имеющим ученые степени доктора наук, ученые степени кандидата наук, государственные награды СССР, РСФСР и РФ» в сумме 5610,0 тыс.руб.; для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством и утвержденными губернатором Камчатской области стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг в сумме 543174,0 тыс. руб.; на компенсацию расходов местных бюджетов по предоставлению субсидий на оплату твердого топлива (угля, дров) гражданам, проживающим в домах с печным отоплением на территории Камчатской области (реализация п. 4 постановления губернатора Камчатской области от 23 сентября 2004 г. № 374 «О мерах по обеспечению дровами и углем населения, проживающего в домах с печным отоплением на территории Камчатской области») - погашение кредиторской задолженности за 2006 г. в сумме 507,1 тыс. руб.

Одновременно суд отказал в удовлетворении заявления прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня принятия пунктов 5 и 6 части 4 статьи 22 Закона Камчатской области от 12 декабря 2006 г. № 544 «Об областном бюджете на 2007 год», а также приложения 14 в части предоставления субвенций местным бюджетам на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты в сумме 3205,91183 тыс. руб.; для финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований полномочий по составлению (изменению и дополнению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации в сумме 291,6 тыс. руб.

Не соглашаясь с решением суда в части оставления без удовлетворения заявленных требований, прокурор в кассационном представлении просит отменить решение суда в указанной части и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В кассационной жалобе Совет народных депутатов Камчатской области также просит отменить решение суда в части необоснованного признания отдельных положений Закона Камчатской области от 12.12.2006 г. «Об областном

бюджете на 2007 год» (в редакции от 27.02.2007 г.) № 557 как противоречащие нормам действующего бюджетного законодательства.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного представления прокурора и кассационной жалобы Совета народных депутатов Камчатской области, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит постановленное по данному делу решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как установлено судом, частью 2 ст.22 Закона Камчатской области от 12 декабря 2006 г. № 544 «Об областном бюджете на 2007 г.» был утвержден объем областного фонда компенсаций на 2007 г. в сумме 503093,07183 тыс.руб. Частью 4 этой же статьи предусмотрено учесть в объеме областного фонда компенсаций на 2007 г. средства федерального бюджета с распределением по местным бюджетам и видам субвенций согласно приложению 14 к этому Закону, в частности, предоставление субвенций местным бюджетам на поощрение лучших учителей в сумме 2100,0 тыс.руб.; на внедрение инновационных образовательных программ в государственных и муниципальных общеобразовательных школах в сумме 7000,0 тыс.руб.; на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в сумме 33920,82648 тыс.руб.; на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи в сумме 32338,67752 тыс. руб.; на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, в сумме 3205,91183 тыс.руб.; для финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований полномочий по составлению (изменению и дополнению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации в сумме 291,6 тыс.руб.; на цели равного с Министерством внутренних дел РФ повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств местных бюджетов, в сумме 3010,0560 тыс. руб.; на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в сумме 1480,0 тыс.руб.

Частью 1 ст.23 Закона Камчатской области от 12 декабря 2006 г. № 544 «Об областном бюджете на 2007 год» утверждены размеры иных субвенций, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам для реализации полномочий органов государственной власти Камчатской области в 2007 г., с распределением по местным бюджетам в сумме 2476207,181 тыс.руб. согласно приложению 15 к этому Закону, в частности, предоставление субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в сумме 1566897,381 тыс. руб.; на предоставление социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, переданных под опеку, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях),

в сумме 73249,0 тыс.руб.; на организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в отдельных образовательных учреждениях в Камчатской области в сумме 263043,0 тыс.руб.; на выплату ежемесячной доплаты педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, финансируемых из местных бюджетов (дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей), в соответствии с постановлением губернатора Камчатской области от 26 октября 2005 г. № 429 «Об утверждении Положения о ежемесячной доплате к заработной плате педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Камчатской области, и муниципальных образовательных учреждений, имеющим ученые степени доктора наук, ученые степени кандидата наук, государственные награды СССР, РСФСР и РФ» в сумме 5610,0 тыс.руб.; для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством и утвержденными губернатором Камчатской области стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг в сумме 543174,0 тыс.руб.; на компенсацию расходов местных бюджетов по предоставлению субсидий на оплату твердого топлива (угля, дров) гражданам, проживающим в домах с печным отоплением на территории Камчатской области (реализация п. 4 постановления губернатора Камчатской области от 23 сентября 2004 г. № 374 «О мерах по обеспечению дровами и углём населения, проживающего в домах с печным отоплением на территории Камчатской области») -погашение кредиторской задолженности за 2006 г. в сумме 507,1 тыс.руб.

Судом правильно обращено внимание и указано, что субвенции местным бюджетам на поощрение лучших учителей, на внедрение инновационных образовательных программ в государственных и муниципальных общеобразовательных школах, на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи, на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, для финансового обеспечения переданных исполнительно - распорядительным органам муниципальных образований полномочий по составлению (изменению и дополнению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации, на цели равного с Министерством внутренних дел РФ повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств местных бюджетов, на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В тоже время следует согласиться с выводом суда о том, что субвенции местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополни-

тельного образования в общеобразовательных учреждениях, на предоставление социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, переданных под опеку, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), на организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в отдельных образовательных учреждениях в Камчатской области, на выплату ежемесячной доплаты педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, финансируемых из местных бюджетов (дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей), в соответствии с постановлением губернатора Камчатской области от 26 октября 2005 г. № 429 «Об утверждении Положения о ежемесячной доплате к заработной плате педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Камчатской области, и муниципальных образовательных учреждений, имеющим ученые степени доктора наук, ученые степени кандидата наук, государственные награды СССР, РСФСР и РФ», для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством и утвержденными губернатором Камчатской области стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, на компенсацию расходов местных бюджетов по предоставлению субсидий на оплату твердого топлива (угля, дров) гражданам, проживающим в домах с печным отоплением на территории Камчатской области (реализация п.4 постановления губернатора Камчатской области от 23 сентября 2004 г. № 374 «О мерах по обеспечению дровами и углем населения, проживающего в домах с печным отоплением на территории Камчатской области»), являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Проверяя обоснованность заявленного прокурором требования, суд сослался на ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающую, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций, местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в свя-

зи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, как правильно указано судом, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации может иметь место в силу соответствующих норм федерального законодательства либо законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

В соответствии с пунктом 7 этой же статьи положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

С учетом анализа действующего законодательства следует согласиться с выводом суда о том, что до возникновения расходных обязательств в виде выполнения отдельных государственных полномочий и передаче субвенций на их выполнение в обязательном порядке должна быть соблюдена процедура наделения органов местного самоуправления таким полномочиями. В случае если закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусматривает предоставление органам местного самоуправления субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий, то одновременно в действие должны быть введены и законы, предусматривающие наделение этих органов такими полномочиями.

Суд обоснованно не согласился с доводами представителя Совета народных депутатов области о том, что распределение иных субвенций может иметь место без предоставления органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

В этой связи суд правильно сослался на положения п. 3 ст.85 Бюджетного кодекса РФ, в силу которых расходные обязательства субъекта РФ по предоставлению субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ

исполняются путем предоставления местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций в порядке, предусмотренном ст. 140 настоящего Кодекса.

Согласно п.2 ст. 140 БК РФ субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенций методиками, утверждаемыми законом субъекта РФ в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта РФ, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих бюджетных услуг, лиц, имеющих право на получение трансфертов населению, другим показателям с учетом объективных условий, влияющих на стоимость бюджетных услуг.

С учетом установленных обстоятельств и правильного правового анализа действующего законодательства Камчатским областным судом сделаны обоснованные выводы о том, что предоставление субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований является расходным обязательством субъекта РФ и может осуществляться только при условии наделения их соответствующими отдельными государственными полномочиями.

Если органами местного самоуправления реализуются полномочия по предмету ведения Российской Федерации, наделение их государственными полномочиями необходимо в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального Закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При таких обстоятельствах правильным является вывод суда об удовлетворении заявленного прокурором требования относительно признания недействующими положений, содержащихся в части 2 и пунктах 1-4, части 4 ст.22, абзац 1 в части суммы субвенций 2476207,181 тыс. руб. и пункты 1, 2, 3, 4, 5, 7 части 1 статьи 23 Закона Камчатской области от 12 декабря 2006 г. № 544 «Об областном бюджете на 2007 год», а также приложения 14 и 15 к указанному Закону.

Следует согласиться и с выводом суда относительно того, что полномочия Российской Федерации по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации переданы непосредственно органам местного самоуправления, в связи с чем принятие отдельного закона субъекта Российской Федерации о наделении их указанными полномочиями не требуется.

Обоснован и вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявления прокурора применительно к пункту 5 части 4 ст.22 Закона Камчатской

области «Об областном бюджете на 2007 г.» № 544 от 12 декабря 2006 г. и приложения 14 к этому закону в части предоставления субвенций местным бюджетам на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, поскольку указанные полномочия переданы органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, передаются органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов.

Таким образом, оставляя без удовлетворения требования прокурора в указанных частях закона области о бюджете, Камчатский областной суд вынес законное и обоснованное решение.

Доводы кассационного представления прокурора и кассационной жалобы Совета народных депутатов Камчатской области не могут быть приняты во внимание в силу их несостоятельности и направленности на переоценку установленных судом обстоятельств, что недопустимо.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Камчатского областного суда от 23 апреля 2007 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора и кассационную жалобу Совета народных депутатов Камчатской области - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 60-Г07-3

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
БК РФ Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе
БК РФ Статья 65. Формирование расходов бюджетов
БК РФ Статья 85. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу

Загрузка
Наверх