Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 67-Г07-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 27 июня 2007 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

верховный суд российской федерации

Дело №67-Г07-7

г. Москва

председательствующего Т, И. Еременко

судей В.П. Меркулова и Г.В. Макарова

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о. прокурора Новосибирской области о признании недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Новосибирской области от 12 апреля 2004г. № 175-03 (в редакции Закона Новосибирской области от 26.10.2006г. № 45-03) «О местном референдуме в Новосибирской области» по кассационной жалобе Новосибирского областного Совета депутатов на решение Новосибирского областного суда от 26 марта 2007 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Власовой Т.А. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

УСТАНОВИЛА:

и.о. прокурора Новосибирской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Новосибирской области от 12 апреля 2004г. № 175-03 (в редакции Закона Новосибирской области от 26.10.2006г. № 45-03) «О местном референдуме в Новосибирской области» ввиду противоречия их действующему федеральному законодательству.

Решением Новосибирского областного суда от 26 марта 2007 года постановлено: заявление прокурора Новосибирской области удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения Закона Новосибирской области от 12 апреля 2004г. № 175-03 ( в редакции Закона Новосибирской области от 26.10.2006г. № 45-03) « О местном референдуме в Новосибирской области: пункт 16 статьи 14 в части указания на то, что повторная проверка подписных листов не допускается; пункт 2 статьи 34 в части возложения на государственные телерадиовещательные организации обязанности по предоставлению бесплатного эфирного времени для агитации по вопросам местного референдума; пункт 10 статьи 41 в части установления, что пожертвование, внесенное анонимным жертвователем в течение 10 дней подлежит перечислению в доход областного бюджета; пункт 12 статьи 41 в части указания, что порядок учета и отчетности о поступлении средств фондов референдума и расходовании этих средств определяется избирательной комиссией Новосибирской области по согласованию с ГУ ЦБ РФ по НСО .

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Суд проанализировал нормы правовых актов, на которые ссылается прокурор в обоснование своих требований, правильно сопоставил предмет регулирования, сферу действия оспариваемого акта и федерального законодательства.

Нормами статьи 14 Закона Новосибирской области от 12.04.2004г. № 175-03 (в редакции Закона Новосибирской области от 26.10.2006г. № 45-03) установлен порядок проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах и сведений, представленных инициативной группой по проведению референдума.

В силу п. 16 ст. 14 Закона Новосибирской области по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом муниципальной комиссии референдума с правом решающего голоса и иными членами рабочей группы и представляется муниципальной комиссии референдума для принятия решения. Повторная проверка подписных листов, внесение изменений в итоговый протокол после принятия муниципальной комиссией референдума решения не допускается.

Правилами п.7 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в редакции от 05.12.2006г установлено, что повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлено только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 ст. 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежащих проверке.

При таких обстоятельствах вывод суда о признании недействующим положения пункта 16 ст. 14 Закона Новосибирской области в части запрета повторной проверки подписных листов после принятия муниципальной комиссией референдума решения, сделан правильно.

Статья 34 оспариваемого закона устанавливает условия проведения агитации по вопросам референдума на телевидении и радио. Согласно пункту 2 ст. 34 Закона Новосибирской области государственные и муниципальные организации телерадиовещания обязаны предоставить бесплатное эфирное время инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума, указанным в пункте 1 настоящей статьи, для проведения агитации по вопросам референдума. При этом не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума (с учетом положений пункта 1 настоящей статьи) для проведения совместных дискуссий, «круглых столов» и иных совместных агитационных мероприятий. Предоставляемого бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из государственных и (или) муниципальных организаций телерадиовещания представляет для проведения агитации по вопросам референдума, должен составлять на каждом канале не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, не менее одной четверти общего времени вещания. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из государственных и (или) муниципальных организаций телерадиовещания представляет для проведения агитации по вопросам референдума, не должен превышать 60 минут, умноженных на количество групп, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросам референдума.

Согласно п.2 ст. 51 Федерального закона № 67-ФЗ региональные государственные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время инициативной группе по проведению референдума Российской Федерации, по проведению референдума субъекта Российской Федерации и иным группам участников референдума, указанным в п.1 настоящей статьи для проведения агитации по вопросам референдума Российской Федерации и по вопросам референдума субъекта Российской Федерации.

Анализ ст.51 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в совокупности со ст.ст. 50,57 этого же Федерального закона и положениями ст. 1 Закона Новосибирской области «О местном референдуме в Новосибирской области» свидетельствует о том, что запрещается возлагать на государственные телерадиовещательные организации возможность предоставления бесплатного эфирного времени для агитации по вопросам местного референдума.

Таким образом, положения пункта 2 ст. 34 Закона Новосибирской области «О местном референдуме в Новосибирской области» в части возложения на государственные телерадиовещательные организации обязанности по предоставлению бесплатного эфирного времени для агитации по вопросам местного референдума правильно признаны недействующими.

Нормами статья 41 Закона Новосибирской области №175-03 определен порядок создания фондов референдума.

Согласно п. 10 ст. 41 Закона инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в фонд референдума, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющим право осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований пунктов 8 и 9 настоящей статьи, либо, если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный настоящим Законом максимальный размер такого пожертвования, оно в течение 10 дней подлежит возврату жертвователю в полном объеме (или) подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный настоящим Законом максимальный размер пожертвования, с указанием причины возврата. Пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, в течение 10 дней подлежит перечислению в доход областного бюджета Новосибирской области.

Однако, в силу п.2 ст. 57 и п. 9 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.01.2007г. № 6-ФЗ) пожертвование, внесенное анонимным жертвователем в фонд местного референдума, не может быть перечислено в доход областного бюджета. Следовательно, пункт 10 статьи 41 Закона Новосибирской области «О местном референдуме в Новосибирской области» в части установления, что пожертвование, внесенное анонимным жертвователем в течение 10 дней, подлежит перечислению в доход областного бюджета, обоснованно признан судом недействующим.

В соответствии с пунктом 12 ст. 41 Закона Новосибирской области инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума вправе открыть только один специальный счет референдума. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности о поступлении средств фондов референдума и расходовании этих средств устанавливается избирательной комиссией Новосибирской области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Новосибирской области.

Вышеназванная норма в части указания на то, что порядок учета и отчетности о поступлении средств фондов референдума и расходовании этих средств определяется избирательной комиссией Новосибирской области по согласованию с ГУ ЦБ РФ по НСО правильно признана недействующей как противоречащая п. 12 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ, поскольку порядок открытия, ведения и закрытия счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с ГУ ЦБ РФ в соответствующем субъекте Российской Федерации, порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств устанавливается соответствующей избирательной комиссией самостоятельно.

Доводы кассационной жалобы были предметом исследования, по существу сводятся к переоценке выводов суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

Нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения не установлено.

Оснований для отмены решения, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Новосибирского областного суда от 26 марта 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Новосибирского областного Совета депутатов - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 67-Г07-7

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу

Загрузка
Наверх