Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 67-Г09-22

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 17 февраля 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

Дело №67-Г09-22

17 февраля 2010 года

г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Макарова Г.В. и Ксенофонтовой О.А.

при секретаре Росляковой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова» (далее - ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова») на решение Новосибирского областного суда от 2 декабря 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова» о признании недействующим постановления администрации Новосибирской области от 27 июля 2005 года № 56 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель области» в части утверждения в Таблице № 1 расчетного удельного показателя и удельного показателя стоимости одного квадратного метра земельных участков в кадастровых кварталах 01 10 01 и 01 25 15 в г. Новосибирске по землям под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, гаражами и автостоянками), под объектами связи в сумме 1410,60 руб./кв.м. и 3981,84 руб./кв.м. соответственно.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова» Гыцу Н.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

27 июля 2005 года администрацией Новосибирской области принято постановление № 56 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель области», которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области (Таблица №1).

ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова» обратилось в Новосибирский областной суд с заявлением, в котором просило признать данное постановление недействующим в части утверждения в Таблице №1 расчетного удельного показателя и удельного показателя стоимости одного квадратного метра земельных участков в кадастровых кварталах 01 10 01 и 01 25 15 в сумме 1410,60 руб./кв.м. и 3981,84 руб./кв.м. в г. Новосибирске по землям под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, гаражами и автостоянками), под объектами связи.

В обоснование заявленных требований общество указало, что имеет в собственности земельные участки, расположенные по адресу: г. Новосибирск, ул. Ползунова, 15 в кадастровых кварталах 01 10 01 и 01 25 15. Утвержденная кадастровая стоимость земельных участков в несколько раз превышает рыночную стоимость, что противоречит пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, кадастровая оценка проведена с нарушением пунктов 1.6, 2.1 Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 года № П/337, поскольку не была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения оценки.

По мнению заявителя, оспариваемое им постановление противоречит пункту 1 статьи 3 и пункту 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, преамбуле Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», пункту 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, поскольку чрезмерно увеличивает налоговое бремя и создает препятствия в предпринимательской деятельности общества.

Решением Новосибирского областного суда от 2 декабря 2009 года в удовлетворении заявления ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова» отказано.

В кассационной жалобе ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова» ставит вопрос об отмене судебного решения, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 разработана Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденная Приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 года № П/337, которая основана на статистическом анализе рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости и позволяет определить удельные показатели кадастровой стоимости земель в целом и кадастровых кварталов в составе поселений по видам функционального использования земель.

Рассматривая настоящее дело, суд, проанализировав положения действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого постановления администрации области требованиям федерального законодательства.

Как установлено судом, кадастровая оценка земель поселений Новосибирской области, и в частности города Новосибирска, проведена в соответствии с указанной выше Методикой на основании собранной для статистического анализа информации, в том числе о рыночных ценах на недвижимость, сделках с земельными участками и другими объектами недвижимости. При этом расчет удельных показателей кадастровой стоимости производился по кадастровым кварталам в зависимости от вида функционального использования земель, а не в отношении конкретных земельных участков.

Изложенное подтверждается Отчетом по государственной кадастровой оценке земель поселений Новосибирской области, произведенной ОАО «ЗАПСИБНИИГИПРОЗЕМ». Определенные в результате работ по кадастровой оценке земель удельные показатели кадастровой стоимости, отраженные в Отчете, переданы Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области в администрацию области и утверждены оспариваемым постановлением.

То обстоятельство, что кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в собственности заявителя, значительно превышает их рыночную стоимость, само по себе о недостоверности результатов проведенной в отношении земель Новосибирской области кадастровой оценки свидетельствовать не может, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений рыночной и кадастровой стоимости земельного участка. Нормы пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, на которые ссылается заявитель в обоснование своей правовой позиции, также не содержат таких положений.

При таких обстоятельствах судом постановлено правомерное решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и установленных по делу обстоятельств, в связи с чем основанием к отмене судебного решения служить не могут.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Новосибирского областного суда от 2 декабря 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова» - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 67-Г09-22

Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу

Загрузка
Наверх