Типовые договорыТиповые договоры





Дело № 74-АПГ13-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 22 мая 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №74-АПГ13-7

от 22 мая 2013 года

 

председательствующего Хаменкова В.Б.,

при секретаре Строилове A.M. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2013 года, которым признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункт 3 части 1 статьи 2, части 1,7, 16 статьи 4 закона Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 380-3 № 773-III «О порядке ведения органами местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Слепцовой H.A., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений закона Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 380-3 № 773-III «О

порядке ведения органами местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в частности, пункта 3 части 1 статьи 2, частей 1,7, 16 статьи 4 закона.

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2013 года заявление прокурора удовлетворено: оспариваемые номы признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления в силу решения суда.

Законом Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2013 года 1165-3 № 1215-IV в статью 4 закона Республики Саха (Якутия) «О порядке ведения органами местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» внесены изменения: она приведена в соответствие с решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2013 года.

В апелляционной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ставится вопрос об отмене решения суда в части признания недействующим пункта 3 части 1 статьи 2 закона Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 380-3 № 773-III «О порядке ведения органами местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма» как постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Законом Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 380-3 № 773-Ш установлен порядок ведения органами местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Статьей 2 закона определены основания признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 к числу таких граждан отнесены граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания.

По мнению прокурора, пункт 3 части 1 статьи 2 закона противоречит пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, предусматривающему, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, устанавливая иное основание признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Разрешая заявление прокурора, суд исходил из того, что Республика Саха (Якутия) как субъект Российской Федерации обладает полномочиями по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета

граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 7 статьи 13 Жилищного кодекса РФ), указав, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов (часть 6 статьи 5, часть 7 статьи 52 Жилищного кодекса РФ).

Вместе с тем, суд пришел к выводу, что пункт 3 части 1 статьи 2 закона Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 380-3 № 773-Ш «О порядке ведения органами местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» противоречит федеральному законодательству, поскольку этим пунктом определены основания признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отличные от таковых оснований, установленных на федеральном уровне для всех субъектов Российской Федерации статьей 51 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

На основании анализа Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, которым определены требования к жилому помещению и основания, по которым оно признается непригодным для проживания, суд установил, что жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания (пункт 3 части 1 статьи 2 закона Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 380-3 № 773-Ш), и жилое помещение, не отвечающее установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ), не являются равнозначными понятиями; последнее понятие более широкое, поскольку несоответствие жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений, не предполагает обязательного признания жилого помещения непригодным для проживания.

Учитывая изложенное, суд сделал вывод о том, что Республика Саха (Якутия), установив в качестве основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проживание в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания, ограничила (по сравнению с федеральным законодательством) право граждан, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям, на признание нуждающимися в жилых помещениях.

Судебная коллегия находит вывод суда правильным, исходя из того, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является полномочием органов государственной власти Российской Федерации (пункт 3 статьи 12 Жилищного кодекса РФ), правовое регулирование субъекта Российской Федерации по этому вопросу не может противоречить федеральному законодательству.

В апелляционной жалобе оспаривается приведенный выше вывод суда со ссылкой на обстоятельства, которые приводились Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в обоснование возражений на заявление прокурора. Доводов, опровергающих вывод суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 74-АПГ13-7

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ЖК РФ Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений
ЖК РФ Статья 13. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений
ЖК РФ Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
ЖК РФ Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Производство по делу

Загрузка
Наверх