Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 77-Г10-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 28 июля 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №77-Г10-5

от 28 июля 2010 года

 

председательствующего Ерёменко Т.И.,

при секретаре Аверине A.B. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Караваева [скрыто] о признании недействующим

постановления администрации Липецкой области от 8 декабря 2008 г. № 317 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов» в части утверждения средних удельных показателей кадастровой стоимости земель населённых пунктов Липецкой области в разрезе кадастрового квартала 48:20:035001, перерасчёте удельного показателя и кадастровой стоимости земельного участка, признании недействительными отчётов и актов, положенных в основу оспариваемого постановления, по кассационной жалобе Караваева В.А. на решение Липецкого областного суда от 7 июня 2010 г., которым отказано в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Караваева В.А. - Бороздина СВ., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя администрации и департамента имущественных отношений Липецкой области Мельник Т.М. и представителя ФГУП «Госземкадастрсъёмка» -ВИСХАГИ Скопцова М.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение суда подлежащим отмене в части, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

8 декабря 2008 г. администрацией Липецкой области принято постановление № 317 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов».

В приложении № 1 к постановлению приведены средние уровни кадастровой стоимости земель населённых пунктов в разрезе кадастровых кварталов в зависимости от видов их разрешённого использования. В строке 695 графы 5 Приложения № 1 кадастровая стоимость земельного участка в кадастровом квартале 48:20:035001 (с пятым видом разрешённого использования) равна 7384 рубля 63 копеек за один квадратный метр площади.

Караваев В.А., являющийся собственником земельного участка площадью 4650 кв.м, с кадастровым номером [скрыто], расположенного по адресу: г. [скрыто], обратился в суд с

заявлением о признании приведённого выше постановления недействующим. Указал, что размер кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка завышен, экономически не обоснован, влечёт незаконное увеличение земельного налога. В дополнительном заявлении просил признать недействительными отчёт № 5-Н/07 «По определению рыночной стоимости незастроенных земельных участков, расположенных на территории городов Липецкой области, для целей государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов по видам разрешённого использования 2,3,4,5,7,9 по состоянию на 1 января 2007 г.»; отчёт № 10/07 «По определению корректировок, вносимых в рыночную стоимость участков аналогов, для расчёта кадастровой стоимости земельных участков: предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии Липецкой области», отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Липецкой области по состоянию на 1 января 2007 г.; решение Управления Роснедвижимости РФ по Липецкой области об утверждении отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Липецкой области по состоянию на 1 января 2007 г., обязании произвести перерасчёт удельного показателя и кадастровой стоимости земельных участков.

Липецким областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что имеются основания для отмены решения суда в части.

В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 11).

Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов (далее - Методические указания), а приказом от 28 июня 2007г. № 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

Согласно п. 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:

подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчёта Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчёта методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трёх рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным с Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из приведённых положений действующего законодательства следует, что Роснедвижимость является единственным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти компетентным осуществлять проверку правильности проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, в том числе и соблюдения исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земель Методических указаний. Процедура государственной кадастровой оценки земель предполагает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии проведённых работ Методическим указаниям.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что работы по определению кадастровой стоимости земель населённых пунктов на территории Липецкой области проводились Центрально-Чернозёмным филиалом ФГУП «Госземкадастрсъёмка» - ВИСХАГИ. По результатам проведённых работ им был составлен отчёт, который был представлен в Роснедвижимость и прошёл проверку на соответствие Методическим указаниям.

Актом Роснедвижимости от 8 августа 2008 г. № 5 отчёт по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Липецкой области был признан соответствующим Методическим указаниям. Замечания отсутствуют.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов утверждены в принятом и опубликованном постановлении правительства Липецкой области от 8 декабря 2008 г. № 317.

При таких обстоятельствах правомерным является вывод в решении суда об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого постановления администрации Липецкой области противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

Что касается остальной части решения, то оно постановлено судом с нарушением норм процессуального права.

В соответствии со ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом.

Перечень гражданских дел, подсудных областному суду по первой инстанции, предусмотрен ст. 26 ГПК РФ. В их число не входят требования, заявленные Караваевым В.А. в дополнительном заявлении.

Эти требования могут являться предметом рассмотрения и разрешения районного суда в порядке гл. 25 ГПК РФ либо арбитражного суда в зависимости от наличия у заявителя статуса индивидуального предпринимателя. Установление указанного обстоятельства невозможно судом кассационной инстанции по имеющимся материалам дела.

Рассмотрение дела незаконным составом суда предусмотрено ч. 2 ст. 364 ГПК РФ в качестве безусловного основания для отмены решения суда независимо от доводов кассационной жалобы.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении заявления Караваева В.А. о признании недействительными вышеназванных отчётов, решения об утверждении отчёта, акта и обязании произвести перерасчёт показателей и стоимости подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, где поставить на обсуждение вопрос о возможности передачи дела по подсудности.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 360, 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Липецкого областного суда от 7 июня 2010 г. об отказе в признании недействующим постановления администрации Липецкой области от 8 декабря 2008 г. № 317 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов» оставить без изменения, кассационную жалобу Караваева В.А. - без удовлетворения.

В остальной части решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Статьи законов по Делу № 77-Г10-5

Статья 47. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых
ГПК РФ Статья 26. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 362. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 364. (Утратила силу)
ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу

Загрузка
Наверх