Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 8-Г07-12

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 6 февраля 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №8-Г07-12

от 6 февраля 2008 года

 

председательствующего - Пирожкова В.Н.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Администрации Ярославской области Скворцова И.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

постановлением Администрации Ярославской области от 5 сентября 2007 г. № 369-а утвержден Порядок реализации Ярославской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» (л.д.10).

В соответствии с пунктом 2 Порядка, к извещению о продаже земельного участка (далее - извещение) прилагаются:

- выписка из государственного земельного кадастра, содержащая сведения о земельном участке;

картографический материл, позволяющий однозначно идентифицировать местоположение земельного участка;

- копии документов, подтверждающих право собственности на земельный участок;

- копии документов, удостоверяющих личность продавца - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, либо выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

- копии документов, подтверждающих полномочия представителя собственника продаваемого земельного участка, - в случае представления интересов последнего.

Пункт 5 Порядка предусматривает, что Департамент по управлению земельными ресурсами Ярославской области (ДУЗР) рассматривает извещение и пакет документов и в случае, если не соблюдены требования пунктов 1,2 настоящего Порядка, возвращает их продавцу с указанием причин возврата (л.д.10 обор.).

Постановлением Администрации Ярославской области от 29.10.2007 № 496-а пункт 5 Порядка изменен и изложен в следующей редакции: «ДУЗР рассматривает извещение и пакет документов и в случае, если не соблюдены требования пунктов 1,2 настоящего Порядка, в трехдневный срок направляет запрос о предоставлении информации, указанной в пунктах 1,2 Порядка, продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении. Продавец в течение семи дней с момента получения запроса о предоставлении информации, указанной в пунктах 1,2 Порядка, направляет в ДУЗР информацию, указанную в пунктах 1,2 настоящего Порядка» (л.д.21).

Прокурор Ярославской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению вышеприведенных абзацев 2,3,4,5 пункта 2 и пункта 5 в части слов «и в случае, если не соблюдены требования пунктов 1,2 настоящего Порядка, в трехдневный срок направляет запрос о предоставлении информации, указанной в пунктах 1,2 Порядка, продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении. Продавец в течение семи дней с момента получения запроса о предоставлении информации, указанной в пунктах 1,2 Порядка, направляет в ДУЗР информацию, указанную в пунктах 1,2 настоящего Порядка» Порядка реализации Ярославской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, ссылаясь на то, что данные положения нормативного правого акта противоречат федеральному законодательству и нарушают права неопределенного круга лиц - собственников таких земельных участков.

Решением Ярославского областного суда от 13 ноября 2007 года заявление прокурора удовлетворено в части. Признаны недействующими абзацы 2,3,4,5 пункта 2 Порядка реализации Ярославской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 05.09.2007 г. № 369-а (в редакции постановления Администрации Ярославской области № 496-а от 29.10.2007 г.) со дня вступления решения в законную силу. В остальной части заявления прокурору отказано.

В кассационной жалобе Администрацией Ярославской области поставлен вопрос об отмене решения суда в части удовлетворении заявления и вынесении нового решения об отказе прокурору в удовлетворении заявления в полном объеме.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеюпшм большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Удовлетворяя заявление прокурора о признании недействующими абзацев 2,3,4,5 пункта 2 Порядка реализации Ярославской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения , утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 05.09.2007 г. № 369-а (в редакции постановления от 29.10.2007 г. № 496-а), суд пришел к выводу о наличии для этого предусмотренного законом основания.

Этот вывод суда мотивирован тем, что оспариваемые нормативные положения противоречат Федеральному закону № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред.Федеральных законов от 07.07.2003 № 113-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, отОЗ.10.2004 № 123-ФЗ, от 21.12.2004 № 172-ФЗ, от 07.03.2005 № 10-ФЗ, от 18.07.2005 № 87-ФЗ), Закону Ярославской области от 23.10.2003 г. № 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области» (в ред. Законов ЯО от 12.07.2004 г. № 23-з, от 05.05.2006 № 25-з), имеющим большую юридическую силу

Данный вывод суда основан на законе и материалах дела и оснований для признания его неправильным не имеется.

В подпунктах «в» и «к» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации закреплено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить фпедеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

На уровне Российской Федерации правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Так, статья 8 указанного Федерального закона предусматривает, что в случае продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, преимущественное право на приобретение такого участка по цене, за которую он продается, имеет субъект Российской Федерации (за исключением случаев продажи с торгов). В этой связи, на продавца возлагается обязанность по извещению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о своем намерении продать земельный участок, с указанием цены, размера, местаположения участка и срока осуществления взаимного расчета. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае, если субъект Российской Федерации откажется от покупки либо не уведомит продавца о намерении приобрести продаваемый участок в течение 30 дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении. В случае изменения существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение. Сделка по продаже участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.

На уровне субъекта Российской Федерации указанные отношения регулируются Законом Ярославской области от 23.10.2003 г. № 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области» (в редакции Законов ЯО от 12.07.2004 г. № 23-з, от 05.05.2006 № 25-з), содержащим аналогичные нормативные положения.

Оспариваемые нормативные положения устанавливают обязанность продавцов представлять, наряду с извещением о продаже, сведения о своей личности, копии правоустанавливающих документов на земельный участок, картографический материал и другие документы, то есть устанавливают дополнительные правила оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Между тем, пункт 5 статьи 1 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 прямо запрещает принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

При таких обстоятельствах, вывод в решении суда о том, что оспариваемый нормативный правовой акт (в указанной части) противоречит федеральному закону и закону субъекта Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, является правильным.

Решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.

Доводы Администрации Ярославской области о том, что Порядок реализации Ярославской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения соответствует действующему законодательству, проверялись судом и обоснованно, по мотивам, приведенным в решении, были отвергнуты. Оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции Судебная коллегия не имеет.

Кассационная жалоба Администрации Ярославской области не содержит ссылки на обстоятельства, которые могли бы повлечь отмену решения суда в кассационном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение оставить без

Ярославского изменения,

обла<ЛВго суда от 13 кассационную жалобу

Ярославской области - без удовлетв Председательствующий Судьи

;твррвни

ноября 2007 года Администрации

я.

Статьи законов по Делу № 8-Г07-12

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу

Загрузка
Наверх