Типовые договорыТиповые договоры





Дело № 81-Г10-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 17 марта 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №81-Г10-2

от 17 марта 2010 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 519 «Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)» утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) согласно приложению.

Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложению.

ООО «Обогатительная фабрика «Прокопьевску голь», являющееся собственником одиннадцати земельных участков, расположенных в г.Прокопьевске, обратилось в суд с заявлением о признании недействующими постановления коллегии администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 520 в части установления размера удельного показателя кадастровой стоимости и размера кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101019:0321, расположенного в г.Прокопьевске по ул.Рудничной, д.7, и постановления коллегии администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 519 в части установления среднего размера удельного показателя кадастровой стоимости в отношении кадастрового квартала 42:32:0101019 для 7 вида разрешенного использования в размере 2.176,83 руб. за кв.м и 9 вида разрешенного использования в размере 1.962,16 руб. за кв.м; в отношении кадастрового квартала 42:32:0103001 для 9 вида разрешенного использования в размере 1.940,77 руб. за кв.м и 13 вида разрешенного использования в размере 1.556,57 руб. за кв.м; в отношении кадастрового квартала 42:32:0101020 для 9 вида разрешенного использования в размере 1.993,15 руб. за кв.м и 13 вида разрешенного использования в размере 1.556,57 руб. за кв.м; в отношении кадастрового квартала 42:32:01011003 для 9 вида разрешенного использования в размере 1.838,02 руб. за кв.м и 13 вида разрешенного использования в размере 1.556,57 руб. за кв.м.

По мнению заявителя, 7 вид разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101019:0321 определен неправильно, участок должен иметь 9 вид разрешенного использования, поскольку фактически предназначен и используется для размещения административного здания, принадлежащего ООО «Обогатительная фабрика «Прокопьевскуголь», основным видом деятельности которого является обогащение каменного угля. Удельный показатель кадастровой стоимости по 9 виду разрешенного использования составляет 1.940,77 руб., по 7 виду разрешенного использования - 2.176,83 руб.

Результаты государственной кадастровой оценки земель, по мнению ООО «Обогатительная фабрика «Прокопьевскуголь», завышены, определены без учета рыночной стоимости земельных участков.

Расчет кадастровой стоимости земельных участков для 9 вида разрешенного использования произведен в нарушение пунктов 2.2.2., 2.2.З., 2.2.4., 2.2.5., 2.2.6., 2.2.7. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39.

При принятии нормативных правых актов были нарушены положения пунктов 9.5. и 9.8. Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года № 215.

В состав факторов стоимости не включены все факторы, оказывающие влияние на стоимость земельных участков, не собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках в размере факторов стоимости, не проводился анализ рынка недвижимости в Кемеровской области. В качестве объектов-аналогов необоснованно использованы объекты сегмента многоэтажной застройки.

В нарушение пункта 9.8. Административного регламента отчет о кадастровой стоимости земельных участков не проверен Роснедвижимостью: отчет проверен организацией, его составившей, - ФГУП ФКЦ «Земля» в лице Щ управления оценки Ковалева В.Д., что противоречит пункту 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, ООО «Обогатительная фабрика «Прокопьевскуголь» ссылалось на нарушение порядка опубликования постановления коллегии администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 520, указывая, что оно официально опубликовано не полностью (без приложения), приложение размещено на интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области.

Вопрос о признании недействующим постановления коллегии администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 519 ставится заявителем в связи с тем, что удельный показатель кадастровой стоимости земель определен произвольно, в нарушение положений пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ и пункта 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель.

Представители коллегии администрации Кемеровской области против удовлетворения заявления возражали, полагая, что оспариваемые постановления приняты в пределах полномочий коллегии администрации Кемеровской области, процедура проведения государственной кадастровой оценки земель соблюдена, постановления опубликованы в официальных источниках опубликования нормативных правовых актов коллегии администрации Кемеровской области, вместе с приложениями - в сборнике «Информационный бюллетень коллегии администрации Кемеровской области», на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в сети Интернет в связи с большим объемом

содержащейся в них информации, 13 августа 2009 года - на сайте «Электронный бюллетень коллегии администрации Кемеровской области», являющемся официальным источником опубликования актов коллегии администрации Кемеровской области.

30 ноября 2009 года по делу постановлено приведенное выше решение Кемеровского областного суда о частичном удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе ООО «Обогатительная фабрика «Прокопьевскуголь» ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права и направлении дела на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая

оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, приказом от 28 июня 2007 года № 215 -Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».

Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 9.4., 9.8., 9.9. Административного регламента определено, что после получения отчета от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по

субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Разрешая требования ООО «Обогатительная фабрика «Прокопьевскуголь», суд пришел к выводу о неправильности отнесения земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101019:0321, расположенного в г.Прокопьевске по ул.Рудничной, 7, к 7-му виду разрешенного использования с учетом того, что на участке находится административное здание, принадлежащее ООО «Обогатительная фабрика «Прокопьевскуголь», используемое предприятием промышленности, каковым является фабрика.

Согласно пункту 1.2.9. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, относятся к 9-му виду разрешенного использования.

Установив, что в отношении указанного участка неправильно определен вид разрешенного использования, суд признал приложение № 1 к постановлению коллегии администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года № 520 в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении этого участка недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда в названной части не оспаривается.

С учетом того, что до рассмотрения настоящего дела постановление применялось, что установлено судом, следует согласиться с выводом суда о признании его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Оснований для признания оспариваемых постановлений недействующими в остальной части суд не усмотрел, поскольку пришел к выводу о том, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Кемеровской области произведена в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, в частности, с соблюдением административных процедур, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316, Методических указаний по государственной кадастровой

оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39.

Судом установлено, что отчет по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области был проверен Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и признан соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года № 39.

Из акта проверки, имеющегося в деле, следует, что он подписан должностным лицом Роснедвижимости: главным специалистом-экспертом отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости Волчковой В.В.

То обстоятельство, что должностным лицом, проводившим проверку отчета, в акте указан | | управления оценки ФГУП «ФКЦ «Земля»

Ковалев Д.В., обоснованно признано судом не свидетельствующим о нарушении процедуры, определенной Административным регламентом, поскольку до утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель было получено положительное заключение Роснедвижимости.

Что касается доводов заявителя о нарушении процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель Кемеровской области, то они также проверены судом, соответствующие суждения имеются в решении и являются правильными.

По мнению Судебной коллегии, правильной является и позиция суда, не согласившегося с позицией заявителя, полагавшего, что оспариваемые акты следует признать недействующими в связи с тем, что приложения к ним не опубликованы в официальных источниках опубликования нормативных правовых актов коллегии администрации Кемеровской области.

Судом установлено, что постановления от 27 ноября 2008 года №№ 519 и 520 были официально опубликованы без приложений в газете «Кузбасс» от 3 и 4 декабря 2008 года, являющейся официальным источником опубликования нормативных правовых актов коллегии администрации Кемеровской области. Из текстов постановлений следует, что они подлежат размещению на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области, Управлению Роснедвижимости Федерального агентства кадастра объектов недвижимости рекомендовано разместить постановления на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в сети Интернет, что было сделано и что подтверждает доведение постановлений до сведения заинтересованных лиц.

Вывод суда согласуется с позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» и свидетельствует о несостоятельности доводов заявителя о нарушении порядка опубликования оспариваемых постановлений.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что суд, разрешая заявление ООО «Обогатительная фабрика «Прокопьевскуголь», правильно применил нормы материального права и не допустил нарушения норм процессуального права, влекущих отмену решения, а потому не усматривает оснований к отмене решения.

По доводам кассационной жалобы ООО «Обогатительная фабрика «Прокопьевскуголь» решение суда отмене не подлежит, поскольку общество, оспаривая выводы суда, приводит те же обстоятельства, на которые ссылалось при обращении в суд и которые получили в решении оценку, признанную Судебной коллегией правильной.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Кемеровского облрс^ без изменения, кассационную «Прокопьевскуголь» - без удовлетЬ

ного суда от 30 ноября 2009 года оставить жалобу ООО «Обогатительная фабрика

Председательствующий

Судьи

Статьи законов по Делу № 81-Г10-2

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли

Производство по делу

Загрузка
Наверх