Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 82-АПГ12-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 14 марта 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №82-АПГ12-1

от 14 марта 2012 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н., судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В., при секретаре Васильченко А.Е.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения Сокольского В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области Самойлова СМ., Носко А.Ф., Головня O.A. и представителя Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Шуховский полигон ТБО» Шевелева И.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

24 ноября 2011 года Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области принято постановление № 46-18 «Об установлении тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Шуховский полигон ТБО» с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года (далее - Постановление).

Постановление официально опубликовано в издании «Новый мир» -документы, 6 декабря 2011 года, выпуск № 92.

Пунктом 1 Постановления предусмотрено применить при установлении тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей метод установления фиксированных тарифов.

Пунктом 2 Постановления установлено согласовать производственную программу Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Шуховский полигон ТБО» в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года.

Пунктом 3 Постановления предписано установить и ввести в действие одноставочные тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей Муниципального унитарного предприятия города Кургана «Шуховский полигон ТБО» с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года в размере 53,69 руб. за куб. метр или 335,54 руб. за тонну.

Пунктом 4 Постановления предусмотрено признать утратившим силу с 1 января 2012 года постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 11 ноября 2010 года № 39-1 «Об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей Муниципального унитарного предприятия «Шуховский полигон ТБО» (г. Курган) с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года».

Сокольский В.В. обратился в суд с заявлением о признании недействующим Постановления, ссылаясь на то, что пунктом 3 оспариваемого акта установлено два тарифа на захоронение твердых бытовых отходов (далее - ТБО) за куб. метр или за тонну, что противоречит пункту 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», в соответствии с которым тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или за 1 тонну. По мнению заявителя, оспариваемые тарифы установлены произвольно, в том числе в части установления фиксированного тарифа в размере 53,69 руб. за 1 куб. метр.

Решением Курганского областного суда от 26 декабря 2011 года в удовлетворении заявления Сокольского В.В. отказано.

В апелляционной жалобе Сокольский В.В. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее -Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ регулированию данным Законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса -производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ (пункты 1 и 2 части 1 стать 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает основы ценообразования и правила

регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Согласно пункту 4 части 4 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы).

Во исполнение указанного выше федерального законодательства Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области 24 ноября 2011 года принято оспариваемое Постановление.

Разрешая дело, суд, проанализировав нормы действующего законодательства, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку установил, что оспариваемый акт принят компетентным органом в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ и Положением о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, утвержденным Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20 мая 2003 года № 149, с соблюдением процедуры его принятия, не нарушает прав и законных интересов Сокольского В.В.

При этом суд исходил из того, что регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520.

Из пункта 8 Основ следует, что тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну

твердых бытовых отходов, т.е. данным пунктом предусмотрено два варианта расчета платы.

Как следует из оспариваемого акта, им установлен одноставочный тариф с двумя единицами измерения твердых бытовых отходов за 1 куб. метр или за 1 тонну, что согласуется с пунктом 8 Основ, и предоставляет право выбора того или иного варианта расчета по согласованию между организацией, предоставляющей соответствующие услуги и потребителем услуг.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое Постановление, устанавливающее одновременно тариф за единицу веса и за единицу объема ТБО, не противоречит нормам федерального законодательства, и не нарушает прав потребителей услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ методом регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, которые используются в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, является установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.

Согласно статье 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (часть 1).

Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности (часть 2).

Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации (часть 3).

По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (часть 7).

Как усматривается из материалов дела, Муниципальное унитарное предприятие города Кургана «Шуховский полигон ТБО» (далее - МУП города Кургана «Шуховский полигон ТБО») обратилось в Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области с заявлением об открытии дела по установлению тарифов на услуги в сфере утилизации (захоронения) ТБО на 2012 год.

В целях экономической обоснованности тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов МУП города Кургана «Шуховский полигон ТБО» на 2012 год проведена экспертиза, по результатам которой экспертным советом Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области вынесено экспертное заключение от 22 ноября 2011 года, согласно которому МУП города Кургана «Шуховский полигон ТБО» предложено внести изменения в представленную производственную программу в сфере утилизации (захоронения) ТБО в соответствии с данным заключением. Кроме того, указанным заключением признаны экономически обоснованными материалы, представленные МУП города Кургана «Шуховский полигон ТБО» на 2012 год, структура и размер финансовой потребности для реализации производственной программы на период регулирования, скорректированные с учетом данного заключения, произведена оценка доступности тарифов для потребителей.

При изложенных обстоятельствах, Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что расчет тарифа произведен уполномоченным органом, в соответствии с требованиями статей 3, 8, 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520,

приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года № 47 «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», в связи с чем ссылки заявителя о необоснованном и произвольном установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, являются несостоятельными.

Судом опровергнуты утверждения Сокольского В.В. об отсутствии сведений о том, что включают в себя «прочие косвенные расходы». Как указывалось выше, по результатам проведенной экспертизы экономической обоснованности тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов МУП города Кургана «Шуховский полигон ТБО» вынесено заключение, которое в том числе содержит расшифровку, что включают в себя «прочие косвенные расходы».

Принимая во внимание, что материалы дела исследованы судом полно и объективно, всем установленным обстоятельствам, имеющим значение для дела, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Курганского областного суда от 26 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сокольского В.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 82-АПГ12-1

ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх