Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 85-АПГ15-12

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 12 сентября 2015 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 85-АПГ15-12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 12 сентября 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоАнишиной В.И.,
судейХаменкова В.Б. и Горчаковой Е.В.,
при секретареГришечкине П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Регионального отделения Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Калужской области на решение Калужского областного суда от 4 сентября 2015 года, которым отказано в удовлетворении его заявления об отмене постановления об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Регионального отделения Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Калужской области Мартыненко Д.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Избирательной комиссии Калужской Игнатенко Д.Ю. и Патук О.Л., представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Законодательного Собрания Калужской области № 434 от 14 июня 2015 года «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Калужской области» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Калужской области на 13 сентября 2015 года.

Постановлением Избирательной комиссии Калужской области от 2 августа 2015 года № 932/145-У отказано в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области шестого созыва, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Калужской области (далее - Региональное отделение «Гражданская инициатива») по единому избирательному округу со ссылкой на выявление более 10-процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации областного списка кандидатов.

Постановлением Избирательной комиссии Калужской области от 2 августа 2015 года № 931/145-У в Калужской области» перечисленные в этом постановлении граждане исключены из заверенного областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области шестого созыва, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Калужской области.

Региональным отделением «Гражданская инициатива» была подана жалоба в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации об отмене постановлений Избирательной комиссии Калужской области от 2 августа 2015 года № 931/145-У и № 932/145-У и возложении на Избирательную комиссию Калужской области обязанности зарегистрировать областной список кандидатов, выдвинутый названным отделением.

По результатам рассмотрения этой жалобы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации 12 августа 2015 года вынесено постановление № 296/1709-6 «О жалобе Регионального отделения «Гражданская инициатива» на постановления Избирательной комиссии Калужской области от 2 августа 2015 года № 931/145-У и № 932/145-У», которым жалоба удовлетворена частично: постановление Избирательной комиссии Калужской области от 2 августа 2015 года № 931/145-У отменено, а постановление Избирательной комиссии Калужской области от 2 августа 2015 года № 932/145-У оставлено без изменения.

Региональное отделение «Гражданская инициатива» обратилось в суд с заявлением, в котором оспариваются постановление Избирательной комиссии Калужской области от 2 августа 2015 года № 932/145-У и постановление ЦИК Российской Федерации 12 августа 2015 года № 296/1709-6 (в части оставления без изменения постановления Избирательной комиссии Калужской области от 2 августа 2015 года № 932/145-У), ссылаясь на необоснованность и незаконность принятого решения об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области шестого созыва, выдвинутого Региональным отделением «Гражданская инициатива».

Решением Калужского областного суда от 4 сентября 2015 года в удовлетворении заявления Регионального отделения «Гражданская инициатива» отказано.

В апелляционной жалобе Региональное отделение «Гражданская инициатива» ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.

В силу подпункта \"г\" пункта 25 статьи 38 указанного Федерального закона основанием для отказа в регистрации списка кандидатов является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что регистрация списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 приведенного Федерального закона количество подписей, которое необходимо для регистрации списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, что в Новосибирской области.

В соответствии с пунктом 6 статьи 25 Закона Калужской области от 26 декабря 2014 года № 660-03 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области» количество подписей, которое необходимо для регистрации областных списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории единого избирательного округа. При этом количество подписей, предоставляемых для регистрации областного списка кандидатов, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации областного списка кандидатов, но не более, чем на 10 процентов.

Избирательной комиссией Калужской области в постановлении №810/129-У от 23 июня 2015 года установлено, что для регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу необходимо представить максимально 4402, минимально 4002 подписей избирателей.

Как усматривается из материалов дела, Региональным отделением «Гражданская инициатива» в Избирательную комиссию Калужской области представлено 4402 подписи избирателей, собранных в поддержку выдвижения его списка кандидатов.

Из итогового протокола проверки подписных листов от 31 июля 2015 года следует, что в результате проверки подписных листов Регионального отделения «Гражданская инициатива» 1246 подписи из представленных 4402 подписей, признаны недостоверными и (или) недействительными.

Данное обстоятельство послужило основанием для принятия решения об отказе в регистрации Регионального отделения «Гражданская инициатива».

Разрешая дело, суд исключил из числа недостоверных (недействительных) 252 подписи избирателей, указав при этом, что ряд подписей необоснованно признаны избирательной комиссией недостоверными вследствие неправильной оценки выводов экспертного заключения и ряд подписей не подлежали исключению, так как запрос в Управление Федеральной миграционной службы России по Калужской области в отношении некоторых избирателей содержал некорректные исходные данные, и, соответственно, полученные из органа миграционного учета данные в отношении указанных лиц также являлись некорректными.

В то же время, установив, что общее количество представленных Региональным отделением «Гражданская инициатива» достоверных подписей, с учетом результатов судебной проверки, составляет 3408, при условии, что для регистрации списка кандидатов для участия в выборах в Законодательное собрание Калужской области необходимо представить 4002 подписи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несостоятельности доводов заявителя о наличии оснований для отмены решения об отказе в регистрации.

Судебная коллегия соглашается с проведенной судом оценкой оспариваемых заявителем подписей, при этом отмечает, что доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что количество недостоверных (недействительных) подписей составило - 994. При этом действия избирательной комиссии, в том числе рабочей группы по приему и проверке документов, представленных избирательными объединениями в Избирательную комиссию Калужской области, в полной мере соответствуют требованиям избирательного законодательства.

Для проверки сведений, содержащихся в подписных листах, избирательной комиссией в соответствии с положениями статьи 26 Закона Калужской области от 26 декабря 2014 года № 660-03 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Калужской области» в Управление Федеральной миграционной службы России по Калужской области был направлен соответствующий запрос, результаты которого и были учтены рабочей группой при оценке представленных подписей.

Ссылка в жалобе на то, что запрос в Управление Федеральной миграционной службы России по Калужской области избирательной комиссией не направлялся является несостоятельной, поскольку какими-либо доказательствами не подтверждена, и, напротив, опровергается материалами настоящего дела.

В этой связи утверждение заявителя, оспаривающего допустимость такого доказательства как заключение Управления Федеральной миграционной службы России по Калужской области, не основано на законе.

Управление является органом, осуществляющим регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и места жительства, в связи с чем располагает необходимыми для осуществления проверки сведениями. В подпункте \"в\" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», прямо указано на то, что подпись избирателя признается недействительной при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства.

Судом были проверены доводы заявителя относительно сведений, изложенных в итоговом протоколе, при этом установлено наличие некоторых описок, которые, вместе с тем, не свидетельствуют о нарушении закона при проведении проверки и на итоговый результат проверки не повлияли.

Также является несостоятельной ссылка в апелляционной жалобе на нарушение формы справки УФМС, поскольку таких нарушений, которые бы повлекли недействительность всех представленных органом миграционного учета сведений, не допущено. При этом обнаруженные в справке органа миграционного учета недостатки, на которые ссылается заявитель, были учтены судом при исключении 28 подписей из числа необоснованно признанных избирательной комиссией недействительными.

Доводы заявителя относительно необоснованного исключения из числа достоверных подписей, в которых отсутствует сведения о районе проживания избирателя, противоречат положениям подпункта 5 статьи 2, пункта 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которыми указание в адресе места жительства избирателя наименования района является обязательным.

В своей жалобе заявитель ссылается на то, что суд исключил из числа недостоверных подписи (папка № 5 лист 46 строка 149, папка 7 лист 49 строка 104, папка 9 лист 49 строка 170), признав, что отсутствие района проживания избирателей не является основанием для признания подписей недействительными.

Данное утверждение заявителя является ошибочным, поскольку из решения суда следует, что данные подписи недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не признавались и были исключены судом из числа недостоверных по иным основаниям.

Ссылка в жалобе о необходимости признания достоверными всех подписей, которые имеют незначительные расхождения с действительными сведениями об избирателях, не основана на законе, которым какие-либо критерии незначительности не установлены, такие подписи признаются недействительными в соответствии с подпунктом «в» пункта 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Указание в апелляционной жалобе на то, что судом не были рассмотрены доводы заявителя об отсутствии оснований для признания недействительными подписей избирателей по основанию, предусмотренному подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», является необоснованным, поскольку эти обстоятельства в предмет судебного разбирательства не входили, так как постановлением Центральной избирательной комиссии РФ, которое в этой части не оспаривается, исключение подписей по вышеуказанному основанию, было признано незаконным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не были рассмотрены все доводы заявителя, также не могут быть признаны обоснованными, так как судом были проверены все оспариваемые заявителем подписи, и по результатам такой проверки была дана надлежащая правовая оценка, выводы по которой подробно изложены в решении суда.

Иных доводов, которые могли бы служить поводом к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Калужского областного суда от 4 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Калужской области - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 85-АПГ15-12

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх