Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 92-Г09-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 12 августа 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №92-Г09-3

от 12 августа 2009 года

 

председательствующего Меркулова В.П.,

[скрыто] на решение Верховного суда Республики Тыва от 13 мая 2009

года, которым Еловиковой O.A. отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим закону и недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 29 января 2009 года № 26 «Об установлении тарифа на организованные перевозки пассажиров автобусами особо малого класса, работающими в режиме маршрутного такси на городских маршрутах по городу Кызылу».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Еловикова O.A. обратилась в Верховный суд Республики Тыва с заявлением о признании противоречащим закону, имеющему большую юридическую силу, и недействующим со дня принятия постановления Правительства Республики Тыва от 29 января 2009 года № 26 «Об установлении тарифа на организованные перевозки пассажиров автобусами особо малого класса, работающими в режиме маршрутного такси на городских маршрутах по городу Кызылу».

В обоснование заявления Еловикова O.A. указала, что является предпринимателем без образования юридического лица, осуществляет

пассажирские перевозки автобусами особо малого класса, работающими в режиме маршрутного такси на территории г.Кызыла по маршрутам 3, 14, 15.

Постановление Правительства Республики Тыва от 29 января 2009 года № 26, установившее тариф на организованные перевозки пассажиров автобусами особо малого класса, работающими в режиме маршрутного такси на городских маршрутах по г.Кызылу, в размере 11 рублей за 1 поездку, противоречит требованиям статьи 31 Закона Республики Тыва «О пассажирском транспорте Республики Тыва», нарушает ее права в сфере предпринимательской деятельности, устанавливая убыточный тариф. Расчет тарифа произведен с нарушением требований Методических указаний по формированию расчетных тарифов.

Представители Правительства Республики Тыва против удовлетворения заявления Еловиковой O.A. возражали, пояснив, что основанием для пересмотра тарифов явилось снижение цен на бензин. Функции по реализации государственной политики в области цен и тарифов в отраслях, где применяется государственное регулирование, отнесенное к ведению Республики Тыва, осуществляет Служба по тарифам Республики Тыва. Установленный оспариваемым постановлением тариф рассчитан Службой по тарифам Республики Тыва на основании Методических указаний по формированию расчетных тарифов, утвержденных постановлением Правительства Республики Тыва от 15 апреля 2008 года № 225.

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 13 мая 2009 года в удовлетворении заявления Еловиковой O.A. отказано.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене указанного решения ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

29 января 2009 года принято постановление Правительства Республики Тыва № 26, которым установлен тариф на организованные перевозки пассажиров автобусами особо малого класса, работающими в режиме маршрутного такси на городских маршрутах по г.Кызылу, в размере 11 рублей за одну поездку.

Постановление опубликовано в газете «Тувинская правда» № 10 от 31 января 2009 года.

Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1).

Постановлением Правительства от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», изданным во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации, утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В этот перечень входит регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Право органов исполнительной власти устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) закреплено Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно подпунктам 12, 55 пункта 2 статьи 26.3. названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и муниципальное сообщение), установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое Еловиковой O.A. постановление принято в пределах компетенции Правительства Республики Тыва.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Тыва от 27 ноября 2003 года № 424 ВХ-1 «О пассажирском транспорте Республики Тыва» Правительство Республики Тыва формирует и реализует транспортную политику на территории Республики Тыва; разрабатывает и реализует программы (проекты) развития пассажирского транспорта; осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.

Согласно статье 28 названного Закона финансово-экономическая деятельность перевозчиков и организаций, обеспечивающих их работу, основывается на принципах сочетания государственного регулирования и рыночных отношений в соответствии с действующим законодательством.

Статьи 29, 30 Закона предусматривают, что тарифная политика на пассажирском транспорте Республики Тыва основывается на принципах доступности услуг для малообеспеченных слоев населения, устойчивого функционирования пассажирского транспорта общего пользования; тарифы на организованные перевозки пассажиров и багажа на городских, пригородных,

междугородних маршрутах устанавливаются Правительством Республики Тыва.

В соответствии со статьей 31 Закона пересмотр тарифов на пассажирские перевозки общего пользования производится по мере необходимости, но не чаще одного раза в квартал. Пересмотр тарифов производится при условии, когда доходы от перевозок не обеспечивают устойчивую работу пассажирского транспорта вследствие роста цен или по иным причинам. При определении пассажирских тарифов используется методика (методические рекомендации) формирования расчетных тарифов, утвержденная органом государственной власти или местного самоуправления.

Поскольку Закон Республики Тыва «О пассажирском транспорте Республики Тыва» предусматривает возможность пересмотра тарифов на пассажирские перевозки общего пользования в Республике Тыва, суд, установив, что в период с июля 2008 года (когда было принято предыдущее постановление Правительства Республики Тыва об установлении тарифа на организованные перевозки пассажиров автобусами особо малого класса, работающими в режиме маршрутного такси на городских маршрутах по г.Кызылу) по январь 2009 года значительно снизилась цена на бензин (с 27,38 рублей до 16,92 рублей), и учитывая социальную значимость отношений по обеспечению населения пассажирскими перевозками автомобильным транспортом, пришел к обоснованному выводу о том, что снижение цен на бензин является основанием для пересмотра тарифов, а оспариваемое постановление соответствует Закону Республики Тыва «О пассажирском транспорте Республики Тыва».

Из материалов дела следует, что суд проверил соблюдение при расчете тарифа Методических указаний по формированию расчетных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом в городском и пригородном сообщении, а также на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриреспубликанским и межрегиональным маршрутам, включая маршрутное такси, утвержденных постановлением Правительства Республики Тыва от 15 апреля 2008 года № 225 и принятых в соответствии со статьей 31 Закона Республики Тыва «О пассажирском транспорте Республики Тыва». Нарушения Методических указаний судом не установлено.

При таких обстоятельствах правильным является вывод суда о том, что оспариваемое Еловиковой O.A. постановление Правительства Республики Тыва не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Довод кассационной жалобы о том, что изменение цен на топливо, в данном случае уменьшение стоимости бензина, не является определяющим показателем для установления тарифа, не может явиться основанием к отмене решения суда, которым установлено осуществление расчета тарифа в соответствии с утвержденными Методическими указаниями при наличии предусмотренной Законом Республики Тыва «О пассажирском транспорте Республики Тыва» возможности изменения тарифа при условии, когда

доходы от перевозок не обеспечивают устойчивую работу пассажирского транспорта вследствие роста цен или по иным причинам.

Ссылка в кассационной жалобе на необоснованность отклонения ходатайства о назначении независимой экспертизы в связи с расхождением позиций сторон в расчете экономически обоснованного тарифа также не может явиться основанием к отмене решения. При рассмотрении дела суд установил, что расчет тарифа производился в соответствии с Методическими указаниями по формированию расчетных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом в городском и пригородном сообщении, а также на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриреспубликанским и межрегиональным маршрутам, включая маршрутное такси, утвержденными постановлением Правительства Республики Тыва от 15 апреля 2008 года № 225. Проверка нормативного правового акта на предмет экономической обоснованности не входит в компетенцию суда, проверяющего соответствие нормативного правового акта федеральному закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Верховного суда Республики Тыва от 13 мая 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Еловиковой O.A. и ее представителя

Статьи законов по Делу № 92-Г09-3

Производство по делу

Загрузка
Наверх