Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № АПЛ14-65

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 25 февраля 2014 г., Определение
Инстанция Апелляционная коллегия, апелляция
Докладчик Федин Александр Иванович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № АПЛ14-65

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 25 февраля 2014 г.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Федина А.И., членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова ИВ.

при секретаре Диордиеве А.И. с участием прокурора Масаловой Л.Ф. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вожжова В А о признании недействующим подпункта «а» пункта 2 Перечня должностей федеральной государственной службы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 22 марта 2011 г. № 135, по апелляционной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2013 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителя заявителя - адвоката Дорохова Э.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 22 марта 2011 г. № 135 утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечень).

Подпункт «а» пункта 2 Перечня содержит список должностей в территориальных органах МЧС России, подлежащих замещению военнослужащими спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудниками федеральной противопожарной службы (далее - ФПС).

Вожжов В.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании приведенной правовой нормы в части, возлагающей на сотрудников ФПС как на федеральных государственных служащих обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Заявитель полагает, что Перечень в оспариваемой части противоречит статьям 4, 6, 7, 10 (часть 1) Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», постановлению Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы», согласно которому служба в ФПС МЧС России осуществляется в статусе государственной службы лишь для военнослужащих и государственных гражданских служащих, к которым сотрудники федеральной противопожарной службы не относятся. Считает, что требование о предоставлении сведений о доходах установлено лишь для начальников (руководителей) территориальных органов и их заместителей и на сотрудников ФПС МЧС России не распространяется. По мнению заявителя, служба лиц рядового и начальствующего состава ФПС МЧС России (сотрудников) правовым статусом федеральной государственной службы не обладает.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2013 г.

в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не соглашаясь с указанным решением, в апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что «Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, но при этом не устанавливает сотрудникам органов внутренних дел статус федеральных государственных служащих. Просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявленного требования.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г.

№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1); лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1-3.1 этой части (пункт 4).

Как установлено судом первой инстанции, Президент Российской Федерации Указом от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», изданным в развитие статьи 8 Закона о противодействии коррупции, предписал руководителям федеральных государственных органов до 1 сентября 2009 г. утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного данным Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с указанными нормами МЧС России приказом от 22 марта 2011 г. № 135 утвердило оспариваемый Перечень, определив в нем должности федеральной государственной службы в МЧС России, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 апреля 2011 г., регистрационный № 20519, официально опубликован в издании «Российская газета», 2011 г., 18 мая.

При разрешении дела судом первой инстанции обоснованно отклонен, как несостоятельный, довод заявителя о том, что служба лиц рядового и начальствующего состава ФПС России (сотрудников) не обладает правовым статусом федеральной государственной службы.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации (пункт 2); военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы (пункт 3).

Статьей 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Статьей 40 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (в редакции от 7 февраля 2011 г., с изменениями от 2 июля 2013 г.) (далее - Закон о внесении изменений и дополнений № 116-ФЗ) действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Положение), распространено на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В силу приведенных норм суд пришел к правильному выводу о том, что федеральный законодатель определил правовой статус лиц рядового и начальствующего состава, проходящих службу в ФПС МЧС России (сотрудников), такой же, как и статус лиц, проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации, являющуюся одним из видов федеральной государственной службы.

Согласно Положению сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном этим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (статья 1); на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом о противодействии коррупции и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником органов внутренних дел обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (статья 9 ).

С учетом приведенных законоположений Верховный Суд Российской Федерации сделал правильный вывод о том, что сотрудники ФПС МЧС России, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава внутренней службы, к категории которых относится заявитель, проходят федеральную государственную службу.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно не принял во внимание ссылку заявителя на постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы», поскольку она не имеет правового значения для настоящего дела.

Виды государственной службы установлены федеральным законодателем, осуществившим отдельное правовое регулирование отношений, связанных с прохождением соответствующего вида государственной службы и с определением правового положения (статуса) каждой из этих категорий государственных служащих, но отнюдь не данным постановлением.

При таком положении вывод суда о том, что подпункт «а» пункта 2 Перечня не противоречит нормам специального федерального закона и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не ограничивает права сотрудников федеральной противопожарной службы, в том числе заявителя, предоставленные федеральным законом, является обоснованным.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ, не установлено.

Ссылка в апелляционной жалобе заявителя на неправильное применение судом норм материального права несостоятельна, как основанная на неправильном толковании закона.

Довод апелляционной жалобы о том, что Положение не распространяет в полной мере свое действие на категорию сотрудников рядового и начальствующего состава МЧС России, к которой принадлежал заявитель, является необоснованным.

Согласно статье 40 Закона о внесении изменений и дополнений № 116-ФЗ действие Положения распространено на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2013 г.

оставить без изменения, апелляционную жалобу Вожжова В А - без удовлетворения.

Председательствующий М. Федин Члены коллегии Г.В.Манохина ИВ. Крупное

Статьи законов по Делу № АПЛ14-65

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу

Загрузка
Наверх