Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № ВКГПИ13-29

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 31 июля 2013 г., Решение
Инстанция Военная коллегия, первая инстанция
Категория Дела в отношении военнослужащих
Докладчик Королёв Леонид Алексеевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №ВКГПИ13-29

от 31 июля 2013 года

 

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Королева Л.А.

с участием старшего военного прокурора 3 отдела 4 управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Лиховидова К.С., представителей Правительства Российской Федерации - начальника 3 отдела Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации Стручковой Е.А. и заместителя начальника отдела Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации Лысова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кадочникова [скрыто] о признании противоречащим закону и недействующим со дня его принятия абзаца второго пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» (далее - Постановление) в той части, которая запрещает применять другие районные коэффициенты, помимо установленных этим постановлением, на территории Республики Казахстан, на полигоне Сары-Шаган,

 

установил:

 

Постановлением установлены размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.

Согласно абзацу второму пункта 1 Постановления другие районные коэффициенты и процентные надбавки за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в отношении указанных военнослужащих и сотрудников, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных Постановлением, не применяются.

Кадочников A.B. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором указал, что он проходил службу на полигоне Сары-Шаган на территории Республики Казахстан. До 1 января 2012 года денежное довольствие ему выплачивалось с учетом районного коэффициента 1.15, установленного постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1988 года № 445 для Республики Казахстан (ранее Казахской ССР) на полигоне Сары-Шаган, как местности с тяжелыми климатическими условиями. С 1 января 2012 года в связи с принятием оспариваемого Постановления районный коэффициент к его денежному довольствию не применяется.

Кадочников A.B. полагает, что Постановление в указанной части противоречит пункту 24 статьи 2 и пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и ограничивает его права и права других военнослужащих на выплату районного коэффициента в размере 1,15.

Заявитель Кадочников A.B., своевременно извещённый о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия.

Представители Правительства Российской Федерации Стручкова Е.А. и Лы-сов И.А. требования заявителя не признали, просили отказать в их удовлетворении и пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий, не противоречит действующему законодательству и прав заявителя и других граждан не нарушает.

Выслушав выступления представителей Правительства Российской Федерации Стручковой Е.А. и Лысова И.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора полковника юстиции Лиховидова К.С., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Кадочникова A.B. не подлежащим удовле-

творению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания части нормативного правового акта недействующим, не имеется.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 114 и части 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13, 22 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации осуществляет в том числе возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами полномочия, на основании и во исполнение которых издает постановления, которые обязательны для исполнения в Российской Федерации.

Согласно статье 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в том числе и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Частями 24 и 25 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов и процентных надбавок. Их размеры и порядок применения для расчета денежного довольствия военнослужащих устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В рамках указанных конституционных норм в соответствии с названными выше нормативными правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации положений Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» 30 декабря 2011 года издало оспариваемое Постановление.

Постановление официально опубликовано в установленном действующим законодательством порядке в Собрании законодательства Российской Федерации, 2012 г., № 3, ст. 436, и «Российской газете», 2012 г., 18 января, № 8.

Таким образом, оспариваемое Кадочниковым A.B. Постановление принято уполномоченным на то органом - Правительством Российской Федерации, в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликовано для всеобщего сведения.

Вопреки доводам заявителя Кадочникова A.B., оснований утверждать, что Постановление в оспариваемой части противоречит пункту 24 статьи 2 и пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольст-

вии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и ограничивает его право и права других военнослужащих, не имеется.

Из анализа норм пункта 24 статьи 2 и пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» усматривается, что данные положения устанавливают соответственно выплату денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, с учетом коэффициентов и процентных надбавок и определяют действие законодательных и иных нормативных правовых актов Союза ССР по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат в связи с вступлением в силу названного Федерального закона.

Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, с 1 января 2012 года установлены повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию, в зависимости от мест дислокации воинских формирований и выполняемых военнослужащими задач.

Во исполнение статьи 2 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации постановлением от 21 декабря 2011 года № 1071 «О выплате денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах» установило повышающий коэффициент к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских формированиях, дислоцированных в Республике Казахстан, в размере 1,3.

В связи с этим с 1 января 2012 года денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских формированиях, дислоцированных в Республике Казахстан, выплачивается с применением названного коэффициента.

Также с 1 января 2012 года всем военнослужащим были значительно увеличены размеры должностных окладов и окладов по воинскому званию. В результате размер денежного довольствия заявителя и других военнослужащих после 1 января 2012 года даже с учетом отмены ранее применяемого районного коэффициента 1,15 увеличился.

В то же время Федеральным законом от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального за-

кона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из статей 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» были исключены положения, регламентирующие вопросы денежного довольствия военнослужащих, в том числе основания и условия установления районных коэффициентов к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, а также выплаты повышенных окладов по воинской должности проходящим военную службу по контракту на территориях Республики Армения, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Таджикистан.

Согласно статьям 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием и им производятся отдельные выплаты в порядке и в размерах, которые установлены Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

Изложенное указывает на то, что положениями названных выше действующих нормативных правовых актов с 1 января 2012 года было приостановлено действие законодательных и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации и Союза ССР, регулировавших соответствующие правоотношения, и установлен новый порядок денежного довольствия военнослужащих, обеспечивающий значительное увеличение его размера, с одновременным упорядочением применения коэффициентов и надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в том числе в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 5 июня 2003 года № 371-О, 276-0, от 22 января 2004 года № 2-0, З-О, 40-О и от 15 июля 2004 года № 298-0, законодательные изменения, связанные с реформированием системы материально-финансового обеспечения лиц, приводящие в итоге к повышению размера денежного довольствия этих лиц, ограничивать или умалять их конституционные права не могут.

Ввиду этого невыплата после 1 января 2012 года Кадочникову A.B. и другим военнослужащим, проходящим военную службу на полигоне Сары-Шаган на территории Республики Казахстан, районного коэффициента 1,15 при одновременном увеличении денежного довольствия их право на справедливое вознаграждение за службу не нарушает.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1237 издано в пределах компетенции Правительства Российской Федерации, официально опубликовано для всеобщего сведения, его положения в оспариваемой части соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя и других военнослужащих, проходящих военную службу на полигоне Сары-Шаган на территории Республики Казахстан, то заявление Кадочникова A.B. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194 - 199 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

в удовлетворении заявления Кадочникова [скрыто] о признании аб-

заца второго пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» в той части, которая запрещает применять другие районные коэффициенты, помимо установленных этим постановлением, на территории Республики Казахстан, на полигоне Сары-Шаган, противоречащим закону и недействующим со дня его принятия отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации I I Л.А. Королев

Статьи законов по Делу № ВКГПИ13-29

Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу

Загрузка
Наверх