Типовые договорыТиповые договоры





Дело № ВКГПИ14-30

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 25 июня 2014 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по делам военнослужащих, первая инстанция
Категория Дела в отношении военнослужащих
Докладчик Жудро Кирилл Сергеевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № ВКГПИ14-30

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва 25 июня 2014 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Жудро К.С., при секретаре Рябцевой А.И., с участием представителей Министерства обороны Российской Федерации Стручковой Е.А., Пурьева В.Ю. и представителей Министерства труда и со­ циальной защиты Российской Федерации Сарвадий М.В., Савельевой Е.А., представляющих в порядке передоверия Правительство Российской Федера­ ции, и старшего военного прокурора 4 управления Главной военной прокура­ туры полковника юстиции Шишова О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Подачевой Р Т о признании незаконным подпункта «б» пункта 4 Правил выплаты ежемесяч­ ной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Фе­ дерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предостав­ лении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуще­ ствляется Пенсионным фондом Российской Федерации, утверждённых по­ становлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 142,

установил:

Подачева Р.Т. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании указанной правовой нормы недействующей ввиду её противоречия частям 8 и 9 статьи 3 Федерального закона «О денежном до­ вольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Заявитель утверждает, что оспариваемая часть нормативного правового акта нарушает её право на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 статьи 3 данного Федерального закона, как вдовы гражданина, чья смерть наступила в результате военной травмы, поскольку обязывает для назначения этой выплаты представить заключение военно- врачебной комиссии, которая не признаёт причину смерти мужа военной травмой.

О времени и месте судебного заседания заявитель извещена надлежа­ щим образом и просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель Минобороны России Стручкова Е.А., возражая против доводов Подачевой Р.Т., пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Российской Федерации в пределах его полномо­ чий, опубликован в установленном порядке, не противоречит нормам феде­ рального законодательства, имеющим большую юридическую силу, и прав заявителя не нарушает.

Представители Минтруда России Сарвадий М.В. и Савельева Е.А. так­ же полагают, что постановление от 22 февраля 2012 г. № 142 издано Прави­ тельством Российской Федерации с надлежащим соблюдением его компе­ тенции и согласуется с действующим законодательством. Члены семей инва­ лидов, смерть которых связана с выполнением работ по ликвидации послед­ ствий аварии на Чернобыльской АЭС, по их мнению, не входят в круг лиц, на которых распространены меры социальной поддержки, установленные ча­ стью 9 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослу­ жащих и предоставлении им отдельных выплат». Их права и интересы за­ щищены иным законодательством.

Исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора Шишо­ ва ОС, полагавшего необходимым в требованиях заявителя отказать, Вер­ ховный Суд Российской Федерации находит, что заявление Подачевой Р.Т. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» предусмотрено, что в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие во­ енной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денеж­ ная компенсация, которая рассчитывается путём деления ежемесячной де­ нежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инва- лида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).

Согласно части 17 статьи 3 того же Федерального закона порядок фи­ нансирования и осуществления выплаты, установленной частью 9 указанной статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 22 февраля 2012 г. № 142 утвердило Правила выплаты ежемесячной денежной компен­ сации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенси­ онным фондом Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно подпункту «б» пункта 4 Правил для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 статьи 3 Федерального за­ кона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им от­ дельных выплат» член семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, подаёт в уполномоченный орган по месту жительства на­ ряду с иными документами копию заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призван­ ного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы.

Данное постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 марта 2012 г. № 10, ст. 1230, и в Российской га­ зете от 6 марта 2012 г., № 48, что соответствует положениям пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опуб­ ликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов феде­ ральных органов исполнительной власти».

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан выс­ шим органом исполнительной власти Российской Федерации в пределах де­ легированных ему федеральным законодателем полномочий и опубликован для всеобщего сведения в установленном порядке.

Термин «военная травма» использован в части 9 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им от­ дельных выплат» в соответствии с его правовым содержанием, указанным в части 8 той же статьи, в целях устранения неоднократного повторения всех перечисленных там обстоятельств, с которыми связывается право членов се­ мьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, на установленные этим же законом единовременное пособие и денежную компенсацию.

Согласно части 8 статьи 3 Федерального закона «О денежном доволь­ ствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с во­ енной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сбо­ ров), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или граждани­ на, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовре­ менное пособие в размере 3 000 000 рублей.

То есть термин «военная травма» в рамках данного Федерального зако­ на применён в качестве юридико-технического сокращения, без конкретиза­ ции заболеваний, причин их возникновения, а также обязанностей военной службы, при которых получены эти заболевания, позволяющих признать их военной травмой.

Согласно статье 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболева­ ний у военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, с прохож­ дением военной службы проводится военно-врачебная экспертиза. Положе­ ние об этой экспертизе утверждается Правительством Российской Федера­ ции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее - По­ ложение), в подпункте «а» пункта 94 которого перечислены и конкретизиро­ ваны обстоятельства, при которых увечья и заболевания признаются «воен­ ной травмой». Эта конкретизация не противоречит правовому смыслу терми­ на «военная тайна», содержащемуся в Федеральном законе «О денежном до­ вольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Заключение военно-врачебной комиссии о том, что смерть военнослу­ жащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследст­ вие военной травмы, то есть при обстоятельствах, указанных в подпункте «а» пункта 94 Положения, является в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Правил основанием для назначения членам семьи этого лица ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 статьи 3 Федерального за­ кона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им от­ дельных выплат».

Что касается заболевания, полученного в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, то оно не подпадает под перечень заболеваний, пе­ речисленных в подпункте «а» пункта 94 Положения и не признаётся военной травмой, а согласно подпункту «в» пункта 94 Положения квалифицируется как «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обя­ занностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС». Именно такое заключение дано военно-врачебной комиссией о причине смерти мужа Подачевой Р.Т. Специальный характер нормы, содержащейся в подпункте «в» пункта 94 Положения, имеет целью реализацию прав граждан, пострадавших вслед­ ствие чернобыльской катастрофы, и членов их семей, которые гарантирова­ ны Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социаль­ ной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ката­ строфы на Чернобыльской АЭС». Данное обстоятельство подтверждено вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Феде­ рации от 28 января 2014 г. № АКПИ13-1150, которым отказано в удовлетво­ рении заявления Подачевой Р.Т. о признании подпункта «в» пункта 94 По­ ложения противоречащим части 8 статьи 3 Федерального закона «О денеж­ ном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца, установ­ ленную Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыль­ ской АЭС», как следует из заявления Подачевой Р.Т., ею реализовано.

Таким образом, содержащееся в подпункте «б» пункта 4 Правил поло­ жение, в соответствии с которым право на ежемесячную денежную компен­ сацию, установленную частью 9 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», имеют члены семьи умершего военнослужащего или гражданина, призванно­ го на военные сборы, смерть которого наступила вследствие военной травмы, подтверждённой заключением военно-врачебной комиссии, не противоречит частям 8 и 9 статьи 3 указанного Федерального закона и не нарушает права заявителя на получение мер социальной поддержки по случаю потери кор­ мильца.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или дру­ гому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявле­ ния.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Рос­ сийской Федерации

решил:

В удовлетворении заявления Подачевой Р Т о призна­ нии незаконным подпункта «б» пункта 4 Правил выплаты ежемесячной де­ нежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федераль­ ного закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на воен­ ные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществ­ ляется Пенсионным фондом Российской Федерации, утверждённых поста­ новлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 142, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верхов­ ного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации К.С. Жудро

Статьи законов по Делу № ВКГПИ14-30

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу

Загрузка
Наверх