Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № ВКПИ08-57

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 23 июля 2008 г., Решение
Инстанция Военная коллегия, первая инстанция
Категория Дела в отношении военнослужащих
Докладчик Соловьев Анатолий Иванович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №ВКПИ08-57

от 23 июля 2008 года

 

РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»,

 

Несмотря на очевидную разницу в размерах выплат по суду и по Указу Президента РФ, указанный пункт, тем не менее, как полагает Иванюк, лишил права этих пенсионеров не только на получение доплаты по Указу, но и на перерасчет. Установленная Указом единовременная доплата и суммы, выплаченные по решениям судов, пишет далее в заявлении Иванюк, имеют одинаковую правовую природу, поскольку представляют собой возмещение задолженности по пенсиям, образовавшейся за прошлые годы в связи с увеличением в указанный период окладов по воинским должностям на 25 процентов.

По изложенным основаниям заявитель считает необходимым признать пункт 3 Указа незаконным и недействующим со дня его издания, поскольку такие лица, как он, получили доплату по судебным решениям значительно

меньше тех размеров, которые предусмотрены Указом Президента, что нарушает равенство граждан перед законом.

В возражениях на заявление представитель Президента РФ Калашников В.В.,полагая, что оспариваемый Указ Президента РФ издан в строгом соответствии с полномочиями, предоставленными главе государства Коне гитуцией России, просил суд в удовлетворении требований заявителя отказать.

Заявление Иванюка И.А., с учетом мнения лиц, участвующих в деле рассмотрено в отсутствие заявителя, просившего рассмотреть изложенные им требования без его участия.

Представители Президента Российской Федерации Чепигин СБ. и Калашников В.В., возражая против удовлетворения требований Иванюка И.А., в суде заявили, что Президент РФ, являясь главой государства и Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны, издав Указ «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» от 18 октября 2007 года № 1373с, не только не нарушил положений Конституции РФ и Федерального закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а наоборот выступил как гарант Конституции России, прав и свобод бывших военнослужащих-пенсионеров, установив им единовременную доплату к пенсии и обязав ее выплату в 2008 году.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Президента Российской Федерации, заключение старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.В., полагавшего необходимым в удовлетворении требований заявителю отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Иванюка И.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

з

Президент Российской Федерации, являясь главой государства, на основании ст. 90 Конституции Российской Федерации вправе издавать указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Издав Указ от 18 октября 2007 года № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров», он действовал строго в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленных Основным законом Российской Федерации.

Предусмотренная Указом единовременная доплата к пенсиям, касалась отдельных категорий пенсионеров силовых ведомств за конкретно указанные периоды, в течение которых руководителями некоторых федеральных органов исполнительной власти было уже реализовано предоставленное им постановлениями Правительства РФ от 15 августа 1994 года № 961 и от 7 декабря 1994 года № 1349 право устанавливать военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, оклады по воинским должностям с 25 процентным увеличением за службу в этих федеральных органах.

Оспариваемый заявителем пункт 3 Указа устанавливает, что лица, проходившие военную службу и получившие на основании судебных решений и (или) по другим основаниям доплату к пенсии с учетом увеличенного на 25 процентов оклада по воинской должности (должностного оклада) за названные в настоящем Указе соответствующие периоды, права на получение единовременной доплаты к пенсии, предусмотренной настоящим Указом, не имеют.

Вопреки утверждению Иванюка, такая позиция не противоречит ст. 49 Федерального закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Из содержания статьи 49 указанного Закона видно, что она регулирует способы пересмотра пенсий, надбавок к пенсиям, повышений и увеличение

пенсий, и в тоже время не предусматривается запрет Президенту РФ устанавливать доплаты к пенсиям отдельных категорий пенсионеров и порядок их выплаты.

Данный Указ Президента, как это видно из преамбулы его текста, принят в целях обеспечения социальной защиты отдельных категорий пенсионеров и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации. Касался он только тех пенсионеров, которые не получили доплачу к пенсии по судебным решениям за периоды, определенные Указом.

Пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года № 1373с, исключающий получение единовременной доплаты к пенсиям для лиц, которые получили доплату по решению суда, прежде всего, направлен, вопреки утверждению заявителя, на обеспечение равноправия граждан, поскольку по существу исключает возможность двойной выплаты по одному и тому же основанию за один и тот же период.

Что же касается разницы между суммами доплат по судебным решениям и Указу Президента РФ, то этот довод заявителя сам по себе не может быть признан убедительным, поскольку судами данные заявления рассматривались по состоянию на период обращения, в том числе с учетом роста индекса потребительских цен в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Следует признать, что военные пенсионеры в этом случае полностью реализовали свои права на получении единовременной доплаты к пенсиям.

Утверждение заявителя о том, что пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года № 1373с противоречит и предписаниям ст. ст. 19, 46 Конституции Российской Федерации является беспредметным, поскольку эти нормы Основного закона России в прямой постановке не регулируют правовые отношения, вытекающие из оспариваемой им нормы.

Таким образом, оснований для признания обжалуемого нормативного правового акта Президента Российской Федерации неправомерным и необоснованным не имеется.

В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации,

 

решил:

 

В удовлетворении заявления Иванюка И А Ш 0

признании пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров», как противоречащего статье 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», незаконным и недействующим со дня его издания,- отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение, 10 дней со дня его вынесения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Соловьев А.И.

Статьи законов по Делу № ВКПИ08-57

Статья 80. Президент Российской Федерации является главой государства
Статья 90. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения
ГПК РФ Статья 258. Решение суда и его реализация

Производство по делу

Загрузка
Наверх