Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № ГКПИ11-2048

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 11 января 2012 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Петрова Татьяна Анатольевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №ГКПИ11-2048

от 11 января 2012 года

 

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

пункта 2 Комплекса мер по обеспечению информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Российской Федерации, о политических партиях, выдвинувших кандидатов, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 мая 2011г. № 12/128-6,

 

установил:

 

пункт 2 Комплекса мер по обеспечению информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Российской Федерации, о политических партиях, выдвинувших кандидатов, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 25 мая 2011г. № 12/128-6, предусматривает, что одновременно с постановлением о регистрации передаются в средства массовой информации сведения о размере и источниках доходов, а также об имуществе зарегистрированного кандидата и его супруга в установленном ЦИК России объеме.

Каплиев A.C. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим указанного нормативного положения, как не предусматривающего информирование избирателей о

расходах кандидата и противоречащего пункту 2 статьи 7, подпункту «а» пункта 1 статьи 13 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г., ратифицированной Федеральным законом от 8 марта 2006г. № 40-ФЗ (далее - Конвенция против коррупции). Полагает, что непредставление указанных сведений нарушает его право на получение информации о кандидате и принятие решения в ходе голосования.

ЦИК России в письменных возражениях указала, что оспариваемый в части акт не является нормативным, поскольку определяет правила поведения только самой комиссии.

Выслушав объяснения Каплиева A.C. и представителя ЦИК России Воронина Д.Ю., оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» устанавливает, что подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляются открыто и гласно (пункт 1 статьи 10); Центральная избирательная комиссия Российской Федерации издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения данного Федерального закона (подпункт 3 статьи 19); перечень подлежащих опубликованию сведений о доходах и об имуществе, об обязательствах имущественного характера зарегистрированного кандидата и его супруга устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 5 статьи 39); информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, сроках и порядке совершения избирательных действий, политических партиях, выдвинувших кандидатов, о кандидатах, группах избирателей, законодательстве о выборах Президента Российской Федерации осуществляют избирательные комиссии. Избирательные комиссии также принимают необходимые меры по информированию избирателей, являющихся инвалидами (пункт 3 статьи 46); в помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает сведения о доходах и об имуществе кандидатов и их супругов в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (подпункт 5 пункта 3 статьи 66).

Согласно приведенным нормам ЦИК России принимает нормативные акты по вопросам применения названного Федерального закона и вправе устанавливать объем подлежащих опубликованию сведений о доходах и об имуществе, об обязательствах имущественного характера зарегистрированного кандидата и его супруга, подлежащих размещению в средствах массовой информации, в помещениях для голосования, т.е. осуществлять правовое

регулирование отношений по информационному обеспечению выборов Президента Российской Федерации в пределах, определенных данным законом.

Оспариваемый заявителем в части акт содержит правила информационного обеспечения, которые закрепляют в том числе обязанность ЦИК России передать в средства массовой информации, избирательные комиссии указанные выше сведения, подлежащие опубликованию и размещению в помещении для голосования в определенном ею объеме. Обязанности ЦИК России и избирательных комиссий по информационному обеспечению выборов соответствует право избирателей на получение информации, касающейся избирательной кампании и ее участников, что является необходимым условием реализации гражданами своих избирательных прав, способствует формированию их волеизъявления, гласности выборов Президента Российской Федерации. Таким образом, оспариваемый в части акт содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и направлен на урегулирование отношений по информированию избирателей о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Российской Федерации, о политических партиях, выдвинувших кандидатов.

Данный нормативный правовой акт принят в пределах компетенции, установленной пунктом 5 статьи 39, пунктом 3 статьи 66 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», при единогласном голосовании присутствующих на заседании 25 мая 2011г. членов ЦИК России с правом решающего голоса, опубликован в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», 2011г., № 8.

Конвенция против коррупции предусматривает, что каждое Государство-участник также рассматривает возможность принятия надлежащих законодательных и административных мер, сообразно целям настоящей Конвенции и в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, с тем чтобы установить критерии применительно к кандидатам и выборам на публичные должности (пункт 2 статьи 7); каждое Государство-участник принимает надлежащие меры, в пределах своих возможностей и в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, для содействия активному участию отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин, в предупреждении коррупции и борьбе с ней и для углубления понимания обществом факта существования, причин и опасного характера коррупции, а также создаваемых ею угроз. Это участие следует укреплять с помощью таких мер, как усиление прозрачности и содействие вовлечению населения в процессы принятия решений (подпункт «а» пункта 1 статьи 13).

Приведенные нормы Конвенции против коррупции не регулируют вопросы информационного обеспечения выборов глав государств, в связи с этим оспариваемое нормативное положение по своему содержанию не может им противоречить.

Правовое регулирование отношений, связанных с информационным обеспечением выборов Президента Российской Федерации, осуществляется Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», предписывающим представлять сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга за четыре года, предшествующие году назначения выборов Президента Российской Федерации, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера кандидата и его супруга (пункт 7 статьи 34, подпункт 3 пункта 11 статьи 35). Данный Федеральный закон не содержит норм, обязывающих кандидата представлять сведения о расходах, и не возлагает на ЦИК России обязанность информировать избирателей об указанных расходах.

С учетом изложенного оспариваемое нормативное положение действующему законодательству не противоречит, прав и свобод заявителя, в том числе закрепленных пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», не нарушает.

Ходатайство заявителя об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности статьи 20 Конвенции против коррупции не основано на положениях Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

в удовлетворении заявления Каплиева АЩ Щ СЩ Щ о признании частично недействующим пункта 2 Комплекса мер по обеспечению информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Российской Федерации, о политических партиях, выдвинувших кандидатов, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 мая 2011г. № 12/128-6, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Т.А. Петрова

Статьи законов по Делу № ГКПИ11-2048

Производство по делу

Загрузка
Наверх