Общество с ограниченной ответственностью – самая распространённая организационно-правовая форма юридического лица. Постоянно меняющиеся законодательство и судебная практика влекут непременную модификацию Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО).
В связи с ужесточением регулирования крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, введён пункт 3.1 в статью 40 Закона об ООО. Данная норма предусматривает возможность закрепления в уставе общества необходимости получения согласия на совершение некоторых сделок.
В случае признания решений общего собрания участников общества об одобрении крупных сделок недействительными (если документы обжалуются отдельно от оспаривания соглашений), сделки автоматически не признаются недействительными (п. 5 ст. 43 Закона об ООО).
Изменено понятие сделки, в совершении которой имеется заинтересованность лица (п. 1 ст. 45 Закона об ООО). В частности, подвергся корректировке перечень заинтересованных лиц: ранее к ним относился участник общества, имеющий совместно с его аффилированными лицами 20 и более % голосов от общего числа голосов участников, теперь вместо него заинтересованным человеком является контролирующее лицо. В этой же статье указано значение данного термина, а также дано определение «подконтрольному лицу (подконтрольной организации)».
Отредактирован список случаев, в которых указанные выше лица признаются заинтересованными в совершении сделок, а также перечень информации, подлежащей доведению в соответствии с п. 2 ст. 45 Закона об ООО, и порядок извещения обществом незаинтересованных в соглашении участников о его совершении.
Ранее сделка, о которой идёт речь, должна была быть одобрена решением общего собрания участников общества, теперь не требуется предварительного согласия для её совершения. Однако такое согласие может быть получено от совета директоров (наблюдательного совета), общего собрания участников общества. Потребовать согласие имеют право:
В пункте 6 статьи 45 Закона об ООО указаны последствия заключения такой сделки без соответствующего согласия. Также определено, что подразумевается под «ущербом интересам общества». В п. 7 ст. 45 Закона об ООО расширен перечень исключений (правоотношения, к которым положения ст. 45 Закона об ООО не применяются).
Кроме того, в п. 9 ст. 45 Закона об ООО указано, что иной порядок одобрения сделок может быть указан в уставе либо может быть определено, что ст. 45 Закона об ООО на данное юридическое лицо не распространяется. В этом же пункте закреплён алгоритм действий для отражения данного условия в уставе общества.
Понятийный аппарат «крупной сделки» тоже был изменён. Для признания сделки (или нескольких взаимосвязанных сделок) таковой она должна соответствовать нескольким параметрам:
Всем известный термин «решение об одобрении крупных сделок» по всему тексту Закона об ООО заменён на «решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок» (например, в п. 3 ст. 46 Закона об ООО).
Первый и второй пункты могут не содержаться в решении о согласии на совершение сделки в случае, если она заключается на торгах, а также в других случаях, когда сторона и выгодоприобретатель не могут быть определены на момент получения согласия.
В случае нарушения порядка получения согласия, сделка может быть признана недействительной (п. 4 ст. 46 Закона об ООО). В п. 7 ст. 46 Закона об ООО отражены ситуации, в которых положения ст. 46 Закона об ООО не действуют.
Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 3 «Ответственность общества» Закона об ООО дополнена новым пунктом.
В нём указано о том, что исключение ООО из ЕГРЮЛ влечёт последствия, которые предусмотрены ГК РФ для отказа основного должника от исполнения обязательства, а именно: если лица, которые указаны в пп. 1-3 ст. 53.1 ГК РФ, действовали недобросовестным образом или неразумно, то по заявлению кредитора на них может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам общества.
В связи с изменениями законодательства о нотариате, изменится порядок ведения списка участников общества (абзац 3 пункта 1 статьи 31.1 Закона об ООО). В частности, общее собрание участников может передать ведение и хранение этого перечня Федеральной нотариальной палате. Он будет храниться в реестре списков участников ООО единой информационной системы нотариата. В случае принятия такого решения, участники организации, единоличный исполнительный орган (если иное не предусмотрено в уставе фирмы) должны своевременно передавать нотариусу следующие сведения: