Ряд разного рода изменений и новшеств был внесён в Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).
В связи с массовым обманом страхователями страховых компаний Закон об ОСАГО дополнен положениями, направленными на защиту этих компаний, – в частности, введён новый случай, в котором страховщик, выплативший возмещение, имеет право требовать в порядке регресса с лица, причинившего вред, возмещения произведённой потерпевшему страховой выплаты (ст. 14 Закона об ОСАГО). Таким случаем является предоставление страхователем страховщику при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений, которые повлекли необоснованное уменьшение размера страховой премии (пп. «к» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО).
Кроме того, п. 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО страховщику дано право вне зависимости от наступления страхового случая взыскать со страхователя в установленном порядке денежные средства в размере суммы, которую он неосновательно сберёг в результате предоставления недостоверных сведений.
Поскольку постепенно вводится единая система межведомственного электронного взаимодействия, то в п. 4 ст. 15 Закона об ОСАГО добавлена возможность получения страховщиками путём обмена информацией в электронной форме с определёнными органами и организациями, в том числе с использованием системы электронного взаимодействия, доступа к сведениям, указанным в нижеперечисленных документах:
Абзац второй пункта 7 статьи 15 Закона об ОСАГО, содержащий положения о выдаче страхового полиса в виде электронного документа в случае заключения договора ОСАГО в таком виде, утрачивает силу. При этом в п. 7.2 этой статьи Закона об ОСАГО добавлена возможность оформления страхового полиса в указанной ситуации на бланке строгой отчетности и выдачи его страхователю бесплатно в офисе или путём направления за его счёт посредством почтового отправления.
Составление самого договора ОСАГО в электронной форме возможно при наличии следующих условий:
Доступ к официальному сайту страховщика теперь предоставляется страхователю не только с использованием единой системы идентификации и аутентификации, но также и при помощи официального сайта профессионального объединения страховщиков (п. 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО).
Нововведения коснулись и профессиональных объединений страховщиков. Они имеют право требовать от страховщика сумм, предназначенных для осуществления компенсационных выплат после даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов. Размер этих сумм определяется Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (п. 4 ст. 20 Закона об ОСАГО).
Связанные с этим новшеством изменения претерпели п. 2 и п. 3 ст. 20 Закона об ОСАГО.
Следующее нововведение коснулось и страховщиков, и профессиональное объединение страховщиков. На них возложены новые обязанности:
Кроме того, профессиональное объединение страховщиков устанавливает правила, обязательные для самого объединения и его членов и содержащие требования в отношении соблюдения отражённых выше обязанностей (пп. «ц» п. 1 статьи 26 Закона об ОСАГО).
Некоторые автомобилисты с нетерпением ждали изменения в этот закон, а некоторые – относились с недоверием и страхом. Тем не менее Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) был обновлён.
1. Будет модифицировано определение самого договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ТС). В частности, законодатель изменил варианты возмещения вреда по договору. Он отметил, что страховое возмещение может иметь вид страховой выплаты либо быть осуществлено путём организации и (или) оплаты восстановительного ремонта повреждённого ТС (абзац 8 статьи 1 Закона об ОСАГО).
По тексту указанной статьи слова «страховая выплата» будут заменены на «страховое возмещение» в следующих терминах - «страховой случай», «компенсационные выплаты», «представитель страховщика в субъекте Российской Федерации».
2. Изменится значение термина «направление на ремонт» (абзац 16 статьи 1 Закона об ОСАГО). Правки коснутся порядка выбора станции технического обслуживания (далее – СТО). Если раньше её выбирал потерпевший по согласованию со страховщиком, то теперь она будет определяться в соответствии с Законом об ОСАГО.
3. Появится новый термин – «договор на организацию восстановительного ремонта». Это соглашение, которое заключается между страховщиком и СТО. В силу договора СТО обязана провести восстановительный ремонт, а страховщик оплатить его.
Добавятся новые положения, которые должны будут содержать правила обязательного страхования. Во-первых, в данных правилах нужно будет указывать требования к организации восстановительного ремонта повреждённого ТС. Во-вторых, в правилах должен быть определён порядок взаимодействия потерпевшего, страховщика и СТО в случае выявления недостатков ремонта (подпункт «е» пункта 2 статьи 5 Закона об ОСАГО).
Итак, в каких случаях будет выдаваться сумма страховой выплаты, а в каких – производиться ремонт?
1. Если вред причинён легковому автомобилю, который находится в собственности гражданина и зарегистрирован в Российской Федерации, то возможно 2 варианта: либо произведение ремонта, либо осуществление страховой выплаты. Возмещение будет производиться путём организации и (или) оплаты восстановительного ремонта повреждённого ТС потерпевшего (п. 15.1, 15.2, 15.3 ст. 12 Закона об ОСАГО) во всех случаях, кроме тех, что перечислены в п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО.
Ремонтные работы могут производиться по направлению страховщика на ремонт на СТО:
Исключения (случаи осуществления выдачи страховой выплаты):
2. Если вред причинён иным ТС, не указанным в пункте 1 данной статьи, возмещение вреда может быть осуществлено по выбору потерпевшего: либо путём ремонта, либо путём выдачи суммы страховой выплаты (п. 15 ст. 12 Закона об ОСАГО).
Подробнее об этом можно прочитать в ст. 12 Закона об ОСАГО.
Нарушения исполнения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту выявляет Банк России. Также он может применить указанные в п. 17.1 ст. 12 Закона об ОСАГО санкции. Кроме того, в п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО установлена ответственность страховщика за несоблюдение срока выдачи потерпевшему направления на ремонт ТС и срока проведения ремонта.
В статью 15 Закона об ОСАГО добавится новый пункт 3.1.
В заявлении о заключении указанного договора страхователь вправе указать:
На Банк России будут возложены дополнительные обязанности по установлению формы заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (далее – ДТП) (п. 11 ст. 15 Закона об ОСАГО).
В целях единообразия применения новшеств коррекционные правки были внесены во многие статьи, например, в следующие - пункт 5 статьи 4, подпункт «г» пункта 2 статьи 5, абзац второй пункта 1 статьи 8, статья 12 Закона об ОСАГО. С остальными изменениями можно ознакомиться по ссылке - https://dogovor-urist.ru/законы/закон_об_осаго/изменения/?d1=28.04.2017&d2=01.01.2017.
Правки коснулись прямого возмещения убытков (ст. 14.1 Закона об ОСАГО). Раньше потерпевший мог предъявить требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, при наличии следующих условий:
В связи с изменениями в Закон об ОСАГО, для возмещения убытков также достаточно соблюдения обоих условий, но при этом ДТП может произойти в результате взаимодействия (столкновения) 2 и более ТС.