Изменениям подвергся наряду с иными нормативно-правовыми актами и Лесной кодекс РФ.
В частности, отредактированы нормы о лесной инфраструктуре (ст. 13 ЛК РФ). Добавлены положения, обязывающие содержать объекты такой инфраструктуры в состоянии, которое обеспечит их эксплуатацию по назначению. При этом полезные функции лесов должны быть сохранены.
Ч. 4 ст. 13 ЛК РФ дополнена новыми целями создания лесных дорог. Помимо создания их при любых видах использования лесов, они также могут быть организованы для защиты, воспроизводства и охраны лесов.
Перечень объектов инфраструктуры, как и прежде, утверждается Правительством РФ, но порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации этих объектов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 13 ЛК РФ). Соответствующие изменения внесены в п. 1.1 ст. 81 ЛК РФ.
Были усовершенствованы положения, касающиеся использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Использование лесов на таких основаниях осуществляется путём заключения охотхозяйственных соглашений с предоставлением либо без предоставления участков леса. Ранее граждане имели право использовать леса в общедоступных охотничьих угодьях без предоставления лесного участка. Сейчас такое использование допускается для осуществления указанных выше видов деятельности в том случае, если это не влечёт за собой рубку леса или создание объектов охотничьей инфраструктуры (ч. 2 ст. 36 ЛК РФ).
Лесные участки, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на правах постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования чужими участками (сервитут), аренды, а также на праве безвозмездного пользования участками леса (ч. 3 ст. 36 ЛК РФ).
На указанных участках можно создавать объекты охотничьей инфраструктуры (в том числе ограждения), которые будут являться временными постройками (ч. 4 ст. 36 ЛК РФ).
Ранее обязанность по изданию правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства лежала на субъекте РФ, теперь такие правила, а также перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесных участков устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 36 ЛК РФ). Соответствующие пункты добавлены в полномочия органов (п. 6.1 ст. 81 ЛК РФ).
Откорректированы нормы, касающиеся срока действия договора аренды участка. Такой договор не может быть заключен на срок, превышающий срок действия соответствующего охотхозяйственного соглашения, в случаях, предусмотренных статьями 43, 45, пунктом 3 части 3 статьи 74 ЛК РФ.
Отредактированы положения, ссылающиеся на Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 93 ЛК РФ), который полностью утрачивает силу с 1 января 2020 года в связи с изданием Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ, а с 01.01.17 утрачивают силу основные его нормы, поскольку вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 92 ЛК РФ). Кроме того, вводится государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав и обременений таких участков.
Ряд изменений ЛК РФ претерпел в части совершенствования регулирования лесных отношений.
Откорректирована информация, которая должна содержаться в отчёте об использовании лесов (ч. 2 ст. 49 ЛК РФ). Это следующая информация:
Конкретный перечень информации и порядок её фиксации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 49 ЛК РФ).
Граждане и юридические лица, указанные в ч. 3 ст. 49 ЛК РФ, должны прилагать к отчёту:
Введена новая глава 2.4 ЛК РФ под названием «Охрана, защита, воспроизводство лесов», в которой отражены общие положения, и соответствующая ей новая статья «Проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов» (ст. 69.2 ЛК РФ). Также конкретизирована глава 3 ЛК РФ – теперь в ней указаны не основные положения об охране, а нормы об охране лесов от пожаров. Везде по тексту ЛК РФ уточнено данное положение (например, в ст.ст. 57, 60 ЛК РФ).
В связи с указанными изменениями утратили силу ст.ст. 58, 59 ЛК РФ об охране лесов от загрязнения радиоактивными веществами, охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений.
Отчёт об охране лесов граждане и юридические лица смогут подать (ч. 1 ст. 60 ЛК РФ):
Такой отчёт должен содержать сведения о мероприятиях по охране лесов от пожаров, в том числе информацию о противопожарном обустройстве лесов, и другие сведения (ч. 2 ст. 60 ЛК РФ). Перечень указанной информации и требования к формату отчёта в электронной форме устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ч. 3 ст. 60 ЛК РФ).
Такого же рода изменения коснулись отчётов о защите лесов (ст. 60.11 ЛК РФ), о воспроизводстве лесов и лесоразведении (ст. 66 ЛК РФ).
В связи с вступлением в силу с 01.01.2017 года Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и утратой силы с этой же даты Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» реквизиты Закона изменены по тексту ЛК РФ (в частности, ст. 68 ЛК РФ).
Существенные изменения коснулись заключения договора аренды лесного участка (ст. ст. 73.1, 74 ЛК РФ). Ссылки на указанные статьи исправлены по тексту Кодекса.
Ещё одно новшество - реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (ст. 98.1 ЛК РФ). В статье отражено, кто ведёт реестр, какая информация в него включается, порядок её включения, а также порядок ознакомления.
Данные изменения введены в ч. 3 ст. 77 ЛК РФ, в соответствии с которой нельзя заключать договоры купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если сведения о гражданах и юридических лицах есть в указанном реестре.
Ранее типовой договор купли-продажи указанных насаждений утверждался Правительством РФ, теперь эту функцию возложили на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ч. 7 ст. 77 ЛК РФ).
Также изменения коснулись ответственности за нарушение лесного законодательства. Раньше конфискации подлежали не только незаконно заготовленная древесина, но и транспортные средства, другие орудия незаконной заготовки древесины, сейчас - древесина и иные лесные ресурсы (ст. 99.1 ЛК РФ). Кроме того, отредактирована норма, которая касается возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам (ст. 100 ЛК РФ).