Серьёзные правки были внесены в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках).
Сфера применения Закона о госзакупках расширена – теперь под его действие попадают государственные и муниципальные унитарные предприятия (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона о госзакупках). В связи с этим откорректированы многие нормы Закона о госзакупках. Например, понятийный аппарат (п. 7 ст. 3 Закона о госзакупках).
Введена новая ч. 2.1 в ст. 15 Закона о госзакупках, регулирующая особенности закупок ГУП и МУП. Они также, как и бюджетные учреждения, вправе осуществлять закупки по Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при соблюдении определённых условий, указанных в ч. 2.1, ч. 3 ст. 15 Закона о госзакупках.
Данные предприятия так же формируют план закупок, как и бюджетные учреждения (ч. 8 ст. 17 Закона о госзакупках).
Отредактировано понятие «нормирование в сфере закупок» (ч. 1 ст. 19 Закона о госзакупках) – из него исключено установление нормативных затрат на обеспечение функций казённых учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).
На Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования возложена обязанность по установлению правил определения требований к закупаемым государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе их предельные цены) (п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона о госзакупках), а на государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы - по утверждению на основании этих правил соответствующих требований (ч. 5 ст. 19 Закона о госзакупках).
Ряд полномочий федеральных государственных унитарных предприятий может быть возложен на федеральный орган исполнительной власти или федеральное казённое учреждение либо несколько таких органов или учреждений, полномочия государственных унитарных предприятий субъекта РФ - на орган исполнительной власти субъекта РФ либо казённое учреждение субъекта либо несколько таких органов или учреждений, полномочия муниципальных унитарных предприятий – на муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений (ч. 2, 3 ст. 26 Закона о госзакупках). Некоторые правки внесены и в ч. 6 – 9 указанной статьи.
Случаи осуществления закупки путём проведения запроса предложений сократились. В частности, исключён пункт, предусматривающий заключение таким способом закупки федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ (п. 3 ч. 2 ст. 83 Закона о госзакупках). Соответственно, ссылка на данный пункт убрана из ч. 8 ст. 21, п. 9 ч. 1 ст. 93, ч. 2 ст. 96 Закона о госзакупках. Однако возможность заключения такого контракта всё-таки осталась. Он должен быть подписан путём осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона о госзакупках. Кроме того, с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается ГУП и МУП контракт, предметом которого является выдача банковской гарантии (п. 36 ч. 1 ст. 93 Закона о госзакупках). В данном случае положения Закона о госзакупках об обеспечении исполнения контракта не будут применяться (п. 3 ч. 8 ст. 96 Закона о госзакупках).
В связи с данными новшествами ГУП и МУП предстоит до 31.12.2016 (ч. 40, 41 ст. 112 Закона о госзакупках):
Сфера применения Закона о госзакупках была изменена. Ранее планировалось, что Закон будет распространять свое действие на все государственные и муниципальные унитарные предприятия с 01.01.2017.
Федеральным законом от 28.12.2016 № 474-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что заключать гражданско-правовой договор не в соответствии с нормами Закона о госзакупках вправе федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства. Перечень таких предприятий утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ. Соответствующие изменения внесены в абзац первый части 2.1 статьи 15 Закона о госзакупках.
Кроме того, Закон о госзакупках не применяется к закупкам товаров, работ, услуг избирательными комиссиями РФ и субъектов РФ, в частности, при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, а также при проведении выборов в федеральные органы государственной власти (пункт 9 части 2 статьи 1 Закона о госзакупках).
В соответствии с данным новшеством исключена из случаев осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя) закупка следующих видов продукции и услуг, которые используются при проведении выборов в федеральные органы государственной власти (пункт 30 части 1 статьи 93 Закона о госзакупках):
Во-первых, изменились требования к участникам закупок. Теперь физическое лицо, руководитель, член коллегиального исполнительного органа, лицо, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главный бухгалтер юридического лица, не должно иметь судимость за преступления не только в сфере экономики, но и преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Указанные статьи содержат следующие виды наказуемых деяний:
Если у лица судимость погашена или снята, то он может принимать участие в закупке.
Добавились новые требования к юридическим лицам. Они не могут быть участниками закупок, если в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в процедуре были привлечены к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная статья содержит административную ответственность за такое правонарушение, как незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Во-вторых, изменился порядок закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. Новшества коснулись заказчиков, которые осуществляют деятельность на территории иностранного государства. В случае закупки ими товаров, работ, услуг в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о госзакупках такие заказчики могут устанавливать цену контракта выше 100 тысяч рублей.