Изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации на 2016 год

В 2015 году были внесены значительные изменения в Жилищный кодекс РФ.

Изменения, вступившие в силу с 28.12.2015

По общему правилу решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, которые поставлены на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в собрании собственников помещений, за исключением некоторых случаев, перечень которых расширен законодателем.

Так, решения:

  • о наделении совета дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
  • о наделении председателя совета дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 ЖК РФ, при этом указанные вопросы не относятся к компетенции общего собрания собственников помещений -

теперь принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Введён штраф - лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ). На данный момент нормативно-правовой акт Правительства РФ не принят.

Случаи освобождения от уплаты штрафа на период, установленный в решении органа государственного жилищного надзора:

  • отсутствие технической возможности поставки воды, газа, энергии, топлива;
  • отсутствие технической возможности отведения сточных вод.

Данные обстоятельства должны подтверждаться вышеуказанным решением. Период приравнивается к сроку выполнения планов и мероприятий по приведению качества воды и других ресурсов и/или сокращению перерывов в соответствие с законодательством (ч. 5 ст. 157 ЖК РФ).

Кроме того, ч. 6 ст. 157 ЖК РФ предусмотрен штраф за нарушение порядка расчёта платы за коммунальные услуги, которое повлекло увеличение размера платы. Штраф должно будет уплатить потребителю лицо, виновное в нарушении данного порядка. Освобождается оно от уплаты только в случае, если нарушение было устранено до обращения и/или до оплаты потребителем. Размер и порядок уплаты устанавливаются Правительством РФ.

Изменения, вступившие в силу с 01.01.2016

В связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов были внесены изменения в ряд нормативно-правовых актов, в том числе и в ЖК РФ.

В частности, на органы государственной власти и местного самоуправления возложены обязанности по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах (ст. 2 ЖК РФ), по установлению порядка обеспечения соответствующих условий (ст. 12 ЖК РФ). В ч. 3 ст. 15 ЖК РФ уточнено, что в требованиях, устанавливаемых Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»), которым должно отвечать жилое помещение, необходимо указывать в том числе информацию по приспособлению помещения с учётом потребностей инвалидов.

Существенные изменения коснулись деятельности, связанной с обращением с твёрдыми коммунальными отходами (далее – ТКО):

  1. собственники жилых домов или их частей должны заключать договор с региональным оператором по обращению с ТКО (ч. 5 ст. 30);
  2. дано понятие термина «обращение с ТКО» (ч. 5 ст. 30);
  3. управляющая организация, товарищество собственников жилья либо специализированный кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, должны осуществлять расчеты за данную услугу с региональным оператором. С ним организация заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО (ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ). Более подробная информация указана в постановлении Правительства РФ от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчётов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг»;
  4. собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям дано право на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо иного специализированного кооператива или на основании решения общего собрания собственников помещений вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО - региональному оператору по обращению с ТКО (части 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ). При непосредственном управлении домом собственниками помещений именно региональный оператор предоставляет услугу по обращению с ТКО (ч. 11.1 ст. 161 ЖК РФ). В таком случае договор по обращению с ТКО заключается с каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление домом, от имени собственника. Особенности применения данных аспектов отмечены в ч. 9 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»;
  5. размер платы за ТКО рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг. Объём определяется:
    • по показаниям приборов учёта;
    • при их отсутствии исходя из нормативов накопления ТКО;
  6. управляющие организации, ТСЖ и специализированные кооперативы не имеют права отказаться от заключения по правилам ч. 1 ст. 157 ЖК РФ договора с региональным оператором (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ);
  7. лица, выполняющие работы по обращению с ТКО, несут ответственность перед собственниками помещений, если последние осуществляют управление домом (ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ);
  8. региональный оператор отвечает за оказание услуг по обращению с ТКО с места накопления отходов, если иное не установлено в договоре (ч. 15.1 ст. 161 ЖК РФ)
  9. в плату за коммунальные услуги включена плата за обращение с ТКО, в том числе плата за ТКО, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).·        

Также важные изменения коснулись лиц, которые несвоевременно или не полностью вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Пени таким лицам начисляются от невыплаченной в срок суммы:

  • в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты (а не на момент оплаты), за каждый день просрочки начиная с 31 дня (а не с первого дня), следующего за днём наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, если она произведена в течение 90 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты. Если оплата не произведена в этот срок, то пени в таком размере уплачиваются до истечения 90 календарных дней после дня наступления срока оплаты;
  • в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки начиная с 91 дня, следующего за днём наступления установленного срока оплаты (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ).

В случае несвоевременной или неполной уплаты взносов на капитальный ремонт собственники помещений вносят в фонд капитального ремонта пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня, в который должна была быть произведена оплата, по день фактической оплаты (ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ).

Ч. 2.1 ст. 169 ЖК РФ введена возможность получения компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт некоторыми категориями граждан в случае, если будет принят закон на уровне субъекта РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги теперь не учитываются расходы граждан по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, в 2015 году.

Изменения, применяющиеся с 01.04.2016

С этой даты в состав платы за содержание жилого помещения включается плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, за воду, энергию, потребляемые при содержании общего имущества, а также за отведение сточных вод (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ). При первоначальном включении этих ресурсов в состав платы их размер не должен превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовый нужды, установленный субъектом РФ на дату 01.09.2015.

Изменения, вступающие в силу с 01.07.2016

На Правительство РФ возлагаются полномочия по установлению требований для определения перечня имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах (п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ). Это необходимо учитывать при создании ТСЖ.

Комментарии пользователей

comments powered by HyperComments

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Загрузка
Наверх