Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) постоянно подвергается кардинальным изменениям не только в связи с тем, что меняются другие законодательные акты, но и в связи с тем, что хозяйственные общества и другие субъекты рынка придумывают всё более новые способы ограничения конкуренции.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ч. 2 ст. 17.1 Закона о конкуренции указано, что на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Законом № 224-ФЗ, порядок заключения договоров, отражённый в ч. 1 ст. 17.1 Закона о конкуренции, не распространяется.
Введена новая ч. 3 в статью 3 Закона о конкуренции, в которой отмечено, что данный Закон не распространяется на отношения, урегулированные правилами конкуренции на трансграничных рынках, поскольку контроль за соблюдением этих правил относится к полномочиям Евразийской экономической комиссии.
Раньше агентский договор не относился к «вертикальному» соглашению, теперь эта норма исключена из Закона о конкуренции (п. 19 ст. 4).
В указанную статью введён новый термин – «потребитель» (п. 23 ст. 4 Закона о конкуренции).
Перечень случаев, когда положение хозяйствующего субъекта признаётся доминирующим, сужен (ч. 2 ст. 5 Закона о конкуренции).
Изменён список признаков, по которым совокупность физических лиц и (или) юридических лиц признаётся группой лиц (ст. 9 Закона о конкуренции).
Раскрыто понятие «других лиц» в ч. 1 ст. 10 Закона о конкуренции, кроме того указано, что запрещено ущемление интересов неопределённого круга потребителей.
Новой ч. 5 ст. 10 Закона о конкуренции на Правительство РФ возложена обязанность по принятию в определённых случаях правил недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым указанным в данной части хозяйствующим субъектом, а также отражено содержание правил.
Изменено понятие «субъектов-конкурентов» (ч. 1 ст. 11 Закона о конкуренции). В ч. 10 этой же статьи указан случай, на который статья не распространяется.
Сужен круг ситуаций, когда допускаются вертикальные соглашения (ч. 2 ст. 12 Закона о конкуренции).
Закон о конкуренции дополнен новой главой 2.1 – «Недобросовестная конкуренция». В ней установлены запреты на недобросовестную конкуренцию:
При проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещается заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о конкуренции).
Услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг исключены из перечня финансовых услуг, договоры на оказание которых заключаются по результатам открытого конкурса или аукциона, проводимых в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п. 3 ч. 1 ст. 18 Закона о конкуренции).
В ст. 23 Закона о конкуренции внесены положения, касающиеся порядка функционирования коллегиальных органов, образуемых в федеральном антимонопольном органе.
Ряд существенных изменений, не отражённых в данной статье, был внесён Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Внесены многочисленные правки в порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядок заключения договоров, порядок осуществления процедур, включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (глава 4 Закона о конкуренции).
Расширен перечень полномочий антимонопольного органа (п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о конкуренции).