Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках) – один из часто используемых нормативных актов не только организациями, но и органами власти. В процессе его применения появляется множество вопросов, в связи с чем Закон о закупках постоянно редактируется.
Существенные изменения коснулись применения национального режима при осуществлении закупок – ст. 14 Закона о закупках. Правительство РФ теперь может предусмотреть в своих актах обстоятельства, позволяющие заказчикам не устанавливать запрет на допуск или ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг. Но при этом заказчики обязаны будут разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения указанного обоснования, требования к его содержанию также устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы принято постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Откорректированы основания, по которым при закупке лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р), отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем осуществляется в любой момент до заключения контракта (п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона о закупках).
Действие антикризисных мер продлено на 2016 год – ч. 6.1 ст. 34, ч.ч. 1.1, 2.1 ст. 95, ч. 11 ст. 96 Закона о закупках. В марте во исполнение этих норм приняты соответствующие постановления Правительства РФ.
Внесены изменения в перечень документов, которые должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе (ч. 2 ст. 51 Закона о закупках). В частности, платёжное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, теперь не должно в обязательном порядке содержать отметку банка, а копия поручения не должна быть заверена банком. Если участник конкурса вносит обеспечение путём предоставления банковской гарантии, то она должна соответствовать требованиям ст. 45 Закона о закупках.
Расширен перечень товаров, работ, услуг, которые можно закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – ст. 93 Закона о закупках. Это такие товары, работы, услуги, которые осуществляются за счёт средств, выделенных на оперативно-разыскную деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках). Конкретный список утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Связанные с этим изменения внесены в ч. 15 ст. 34, п. 1 ч. 4 ст. 94, ч. 9 ст. 94, ч. 2 ст. 96, ч. 1, 8 ст. 103 Закона о закупках.
Правки коснулись сферы применения Закона о закупках. Он теперь не распространяется на отношения, связанные с привлечением избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий таких комиссий в период подготовки и проведения выборов, референдума – п. 7 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.
Отредактирован перечень товаров, услуг, закупать которые можно у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в части избирательной кампании и связанных с ней закупок товаров, услуг – п. 30 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках.