Дело № АКПИ12-1114

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 29 октября 2012 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Петрова Татьяна Анатольевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №АКПИ12-1114

от 29 октября 2012 года

 

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

установил:

 

пунктом 1 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. № 68 (далее - Положение), установлено, что государственная регистрация права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи (далее - право на линейно-кабельные сооружения связи), под которыми понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи, осуществляется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением

Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным Положением.

ЗАО «Единые системы телекоммуникаций» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного предписания, как предусматривающего делегирование Правительством Российской Федерации иным федеральным органам исполнительной власти права устанавливать особенности регистрации права собственности на линейно-кабельные сооружения связи.

8 обоснование своих требований заявитель ссылается на принятое по спору с его участием решение арбитражного суда, которым зарегистрированное право собственности заявителя на сооружение связи было признано отсутствующим по мотиву непредставления для регистрации разрешения на ввод этого объекта в эксплуатацию, выданного в соответствии с Правилами ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от

9 сентября 2002 г. № 113. Считает, что пункт 1 Положения противоречит статьям 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Министерство связи и телекоммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязь России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что оспариваемое в части Положение действующему законодательству не противоречит и не нарушает прав и свобод заявителя.

Выслушав объяснения представителей заявителя Новоселова B.C., Рахманова М.М., представителя Минкомсвязи России Макаровой СВ., оценив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению.

Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, предусмотренные пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», приняло оспариваемое в части Положение. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2005 г., № 8.

Согласно статье 3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, данный Федеральный закон, иные

федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации; в случаях, предусмотренных этим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (абзацы первый и второй пункта 1).

Статья 8 Федерального закона «О связи» предусматривает, что сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1).

По смыслу приведенных норм, регулирование в сфере государственной регистрации прав не ограничивается нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами. Отношения в сфере государственной регистрации на федеральном уровне наряду с законодательными актами могут регулироваться указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и иным федеральным законам. Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы, связанные с государственной регистрацией прав, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации, а орган по нормативно-правовому регулированию в случаях, предусмотренных названным выше Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации.

Таким образом, нормы о государственной регистрации прав могут содержаться как в постановлениях Правительства Российской Федерации, так и в иных нормативных правовых актах Российской Федерации, призванных обеспечивать реализацию положений Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов в указанной сфере.

Пункт 1 оспариваемого в части Положения, предписывая осуществление государственной регистрации права на линейно-кабельные сооружения связи на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных

оспариваемым в части Положением, носит отсылочный характер, не изменяет общую структуру правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, установленную приведенными законоположениями, и полностью с ними согласуется, и в силу этого не препятствует в регистрации права на линейно-кабельные сооружения связи.

Заявитель полагает, что пункт 1 Положения предусматривает делегирование Правительством Российской Федерации полномочий иным федеральным органам исполнительной власти по установлению особенностей государственной регистрации прав на линейно-кабельные сооружения связи и такие особенности закреплены в Правилах ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 9 сентября 2002 г. № 113 (далее - Правила). Указанные доводы не основаны на содержании оспариваемой нормы и не следуют из текста Правил, устанавливающих процедуру ввода в эксплуатацию сооружений связи и сетей электросвязи, которые предназначены для предоставления услуг связи (пункт 1.1.).

Законность Правил, в том числе пунктов 3.5-3.10, проверялась Верховным Судом Российской Федерации, который указал, что положения статей 3, 7, 12, 21, 46 Федерального закона «О связи» предполагают получение разрешения на строительство и эксплуатацию сооружений связи и предусматривают обязанность операторов связи соблюдать технические нормы и правила, установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи. Разрешение, выдаваемое на основании акта приемки на заключительной стадии строительства объекта, по сути, является документом, удостоверяющим соответствие этого объекта предъявляемым требованиям и возможность его присоединения к сети связи общего пользования без нарушения интересов пользователей услугами связи, других операторов связи, без нанесения ущерба устойчивому и безопасному функционированию единого комплекса взаимодействующих сетей связи (определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № КАС06-388).

Правила направлены на обеспечение единства процедур ввода в эксплуатацию сооружений связи и установления исчерпывающего перечня необходимых документов, которые могут быть истребованы при вводе этих сооружений (сетей) связи в эксплуатацию (абзац девятый преамбулы).

Таким образом, оспариваемый пункт Положения не имеет с Правилами общего предмета правового регулирования и не предусматривает делегирование Правительством Российской Федерации иным федеральным органам исполнительной власти полномочий по установлению особенностей государственной регистрации права на линейно-кабельные сооружения связи.

Ошибочными являются и доводы заявителя о несоответствии пункта 1 Положения Правилам, не имеющим большей юридической силы.

Необоснованно утверждение заявителя о противоречии оспариваемой

нормы пункту 1 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания, а также статьям 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, закрепляющим понятия и порядок выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию соответственно.

Пункт 1 Положения носит отсылочный характер и не определяет перечень документов, на основании которых подтверждается факт создания линейно-кабельного сооружения связи и порядок ввода его в эксплуатацию, обязывая при этом учитывать особенности государственной регистрации права, обусловленные физическими (протяженность, длина) и техническими характеристиками этого сооружения как специфического объекта недвижимости, и поэтому не может противоречить приведенным нормам закона.

С учетом изложенного Положение в оспариваемой части действующему федеральному законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

в удовлетворении заявления ЗАО «Единые системы телекоммуникаций» о признании недействующим пункта 1 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. № 68, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Т.А. Петрова

Статьи законов по Делу № АКПИ12-1114

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх