Дело № АКПИ12-1442

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 26 декабря 2012 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Петрова Татьяна Анатольевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № АКПИ12-1442

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва 26 декабря 2012 г.

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Петровой Т.А.
при секретаре Ивашовой О.В.

с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению казенного предприятия города Москвы «Технопарк «СТРОГИНО» о признании частично недействующими позиции «Площадки лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов <52>» раздела 15 «Опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры» и сноски 52 к данному разделу требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2011 г. № 168,

установил:

Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) издан приказ от 7 апреля 2011 г.

№ 168, которым утверждены требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Требования). 2 Раздел 15 «Опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры» Требований содержит позицию «Площадки лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов» и графы к ней с наименованиями «признаки опасности», «тип объекта», «границы объекта», «особенности идентификации» и внесенными в них сведениями - числовыми кодами 2.3, 3.3 и текстом «границы опасной зоны», «идентифицируются по признаку использования лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов» соответственно. Данный раздел Требований также содержит сноску <52>, закрепляющую, что в составе объекта учитываются все площадки лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов, расположенные в административных, больничных, гостиничных и иных зданиях, не относящихся к жилищному фонду.

Казенное предприятие города Москвы «Технопарк «СТРОГИНО» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании указанных нормативных положений недействующими в части, предусматривающей идентификацию объектов в качестве опасных производственных объектов, использующих стационарно установленные грузоподъемные механизмы, по признаку использования на указанных объектах лифтов. Заявитель полагает, что оспариваемые нормативные предписания противоречат пункту 1 статьи 2, статье 8, пункту 3 приложения 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», статье 51 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», пункту 21 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также Техническому регламенту о безопасности лифтов, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 782. Считает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части позволяет относить административные здания, не предназначенные для производственных целей и использующие пассажирские лифты, к числу опасных производственных объектов, что нарушает права заявителя и накладывает на него дополнительные обязательства.

Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), Ростехнадзор в письменных возражениях на заявление указали, что подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г.

№ 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» относит лифты и эскалаторы на объектах торговли, общественного питания, в административных учреждениях и на иных объектах, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан, к грузоподъемным механизмам. В связи с этим права и законные интересы 3 заявителя оспариваемым в части нормативным правовым актом, изданным Ростехнадзором в пределах предоставленных полномочий, не нарушаются.

Выслушав представителя заявителя Казанцеву Ю.А., возражения представителей Ростехнадзора Гладилиной АС. и Моисеева С.С., представителя Минюста России Михалевича В.И., оценив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению.

Пункт 2 статьи 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает, что опасные производственные объекты подлежат государственной регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 10 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371, Ростехнадзор в пределах своих полномочий обеспечивает утверждение требований к регистрации объектов в государственном реестре и к ведению этого реестра.

Ростехнадзор, реализуя полномочия, предусмотренные пунктами 5.2.2, 5.2.2.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, принял оспариваемые в части Требования. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 3 августа 2011 г., регистрационный № 21545, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 12 сентября 2011 г., № 37.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (абзац второй статьи 1).

Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Федерального закона, а также пункту 3 приложения 1 к этому Федеральному закону опасными производственными объектами в соответствии с данным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, в том числе и объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры. 4 Таким образом, для целей данного Федерального закона любые объекты, включая и административные здания, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, относятся к категории опасных производственных объектов.

Статья 9 названного Федерального закона устанавливает, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (абзац четырнадцатый пункта 1).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации опасные производственные объекты, которые подлежат регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов и на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы (в том числе лифты и эскалаторы на объектах торговли, общественного питания, в административных учреждениях и на иных объектах, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан), канатные дороги, фуникулеры.

Технический регламент о безопасности лифтов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г.

№ 782, определяет лифт как устройство, предназначенное для транспортировки людей и (или) грузов в зданиях (сооружениях) с одного уровня на другой в кабине, перемещающейся по жестким направляющим, кабину как грузонесущее устройство, предназначенное для размещения людей и (или) грузов при их перемещении с одного уровня на другой (абзацы 11 и 12 пункта 5).

Из содержания приведенных норм следует, что лифты и эскалаторы на объектах торговли, общественного питания, в административных учреждениях и на иных объектах, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан, относятся к стационарно установленным грузоподъемным механизмам, при использовании которых производственный объект идентифицируется как опасный производственный объект, подлежащий регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно частям 1 и 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» идентификация здания или 5 сооружения по признакам принадлежности к опасным производственным объектам проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Следовательно, оспариваемые предписания, предусматривая использование лифтов в качестве признака, идентифицирующего административные, больничные, гостиничные и иные здания, не относящиеся к жилищному фонду, как опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, полностью соответствует приведенным нормам федерального законодательства.

Ссылку заявителя на пункт 21 части 2 статьи 2 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» нельзя признать обоснованной. Лифты и эскалаторы отнесены данной нормой Федерального закона к одной из систем инженерно-технического обеспечения здания, сооружения, предназначенной для выполнения функции вертикального транспорта, что не исключает оценки лифта в качестве технического устройства, а именно грузоподъемного механизма, применяемого на опасном производственном объекте.

Доводы заявителя о том, что оспариваемые нормативные предписания не идентифицируют лифты и эскалаторы в многоквартирных домах в качестве опасных производственных объектов, не могут являться основанием для признания оспариваемых нормативных положений недействующими.

Указанные доводы фактически сводятся к требованию осуществить нормативное правовое регулирование путем дополнения сноски <52> к разделу 15 оспариваемого нормативного правового акта указанием о необходимости учета в составе объекта всех площадок лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов в жилых зданиях, относящихся к жилищному фонду, что в силу принципа разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации) не относится к компетенции судов общей юрисдикции.

С учетом изложенного Требования в оспариваемой части действующему федеральному законодательству не противоречат, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушают.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления казенного предприятия города Москвы «Технопарк «СТРОГИНО» о признании частично недействующими позиции «Площадки лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов <52>» раздела 15 «Опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры» и сноски 52 к данному разделу требований к 6 ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2011 г. № 168, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Статьи законов по Делу № АКПИ12-1442

Статья 10. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх