Дело № АКПИ12-351

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 28 февраля 2012 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Петрова Татьяна Анатольевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №АКПИ12-351

от 28 февраля 2012 года

 

судьи Верховного Суда

при секретаре Ивашовой О.В.

с участием прокурора Селяниной Н.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колесникова [скрыто] об оспаривании постановлений

Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 октября 2011 г. № 42/354-6 «О формах избирательного бюллетеня и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации», от 31 января 2012 г. № 93/744-6 «Об утверждении текста избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации»,

 

установил:

 

в соответствии со статьей 81, пунктом «д» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, пунктами 2 и 7 статьи 5 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. № 442-СФ на 4 марта 2012 г. назначены выборы Президента Российской Федерации.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 7 октября 2011 № 42/354-6 утверждена форма избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации (приложения № 1 и № 2), постановлением от 31 января 2012 г. № 93/744-6 - его текст (приложение).

Колесников A.C. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании указанных постановлений ЦИК России не соответствующими закону, поскольку форма и текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации, утвержденные данными постановлениями, не содержат графы «против всех кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом. Полагает, что отсутствие в форме и тексте бюллетеня указанной графы не соответствует статье 32 Конституции Российской Федерации, препятствует свободному волеизъявлению и нарушает его избирательные права.

Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения представителя ЦИК России Воронина Д.Ю., исследовав представленные доказательства, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей в удовлетворении требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает, что форму и текст избирательного бюллетеня на русском языке утверждает ЦИК России не позднее чем за 24 дня до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня (подпункты 15 и 17 статьи 19, пункт 2 статьи 67).

Во исполнение указанных предписаний ЦИК России утвердила форму и текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации. Оспариваемые в части постановления размещены в сети общего пользования Интернет на официальном сайте ЦИК России с электронным адресом http://www.cikrf.ru.

В соответствии с пунктами 4, 5 и 7 статьи 67 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» в избирательном бюллетене фамилии зарегистрированных кандидатов указаны в алфавитном порядке, отражены сведения о кандидатах, справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещен пустой квадрат. Избирательный бюллетень содержит разъяснение о порядке его заполнения.

Таким образом, утвержденные ЦИК России форма и текст избирательного бюллетеня полностью соответствуют приведенным нормам названного Федерального закона.

Статья 6 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что граждане Российской Федерации голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, -за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.

В ранее действовавшей редакции статьи 6 указанного Федерального закона предусматривалась возможность голосовать на выборах против всех

кандидатов, против всех списков кандидатов. Однако Федеральным законом от 12 июля 2006 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» данная возможность исключена. Действующее законодательство не содержит нормы, закрепляющей форму голосования против всех кандидатов.

Признание возможности голосования на выборах посредством заполнения графы «против всех» в избирательном бюллетене относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя. Следовательно, решение вопроса о внесении в избирательный бюллетень графы против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) является прерогативой федерального законодателя, а не ЦИК России.

Отсутствие в избирательном бюллетене графы «против всех кандидатов» («против всех списков кандидатов») не ограничивает и не нарушает избирательные права граждан, поскольку не препятствует их участию в избрании выборных органов публичной власти и в реализации права быть избранными в эти органы и выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования на выборах в соответствии с установленными процедурами и, следовательно, не противоречит Конституции Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

в удовлетворении заявления Колесникова [скрыто] об

оспаривании постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 октября 2011 г. № 42/354-6 «О формах избирательного бюллетеня и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации», от 31 января 2012 г. № 93/744-6 «Об утверждении текста избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации» отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Т.А. Петрова

Статьи законов по Делу № АКПИ12-351

Статья 32. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно,
Статья 102. К ведению Совета Федерации относятся:

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх