Дело № АКПИ13-559

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 6 августа 2013 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Емышева Валентина Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № АКПИ13-559

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

г. Москва 6 августа 2013 г.

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Емышевой В.А.
при секретаре Карулине И.А.

с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Овчинникова П А о признании частично недействующим пункта 9 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее - Положение). Постановление опубликовано 10 марта 2003г.

в Собрании законодательства Российской Федерации и 13 марта 2003 г. в «Российской газете».

Пунктом 9 Положения установлено, что заключение военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) о категории годности к военной службе (летной работе), службе в органах, за исключением заключений о причинной связи увечий, заболеваний, действительно в течение года с даты медицинского освидетельствования, если иное не определено в этом заключении (абзац третий).

Овчинников П.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца третьего пункта 9 Положения, ссылаясь на то, что данная норма противоречит пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и 2 военной службе» (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ) и ограничивает право граждан, уволенных с военной службы по состоянию здоровья в запас, пребывающих в запасе, на медицинское освидетельствование по истечении срока действия заключения военно-врачебной комиссии.

В судебное заседание Овчинников ПА. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации (поручение от 5 июня 2013 г. № РД-П4-3785).

Представители Министерства обороны Российской Федерации Пурьев В.Ю., Бровкин С.Г. и Стручкова Е.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что абзац третий пункта 9 Положения не противоречит действующему федеральному законодательству и не нарушает прав и законных интересов граждан.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Пункт 17 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в редакции, действовавшей на момент утверждения Положения) относит к полномочиям Правительства Российской Федерации в области обороны определение порядка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, а также собственниками транспортных средств военно - транспортной обязанности, подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, воинского учета, призыва на военную службу и альтернативную гражданскую службу, проведения военно-врачебной экспертизы и военных сборов.

Действуя в рамках реализации названных полномочий, Правительство Российской Федерации утвердило оспариваемое Положение.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пункту 1 Положения в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью), а также в целях определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий) (далее именуются - увечья), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах, проводится военно-врачебная экспертиза. 3 Определяя в пункте 9 Положения срок действия заключения военно- врачебной комиссии в течение года с даты медицинского освидетельствования, если иное не определено в этом заключении, Правительство Российской Федерации действовало в пределах предоставленных законом полномочий.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу по отношению к оспариваемому Положению, которые бы устанавливали иной, чем предусмотрен пунктом 9 срок действия заключения военно-врачебной комиссии, не имеется.

Пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, на который ссылается заявитель, устанавливает порядок организации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями воинского учета и не определяет срок действия заключения военно-врачебной экспертизы, в связи с чем нельзя признать правильным его утверждение о противоречии пункта 9 Положения этой норме.

Кроме того, оспаривая данную норму, заявитель, как следует из материалов дела, ставит вопрос об обязательном медицинском освидетельствовании граждан по истечении срока действия заключения военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе, то есть фактически ставит вопрос о внесении изменений в действующее законодательство, однако решение данного вопроса является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Верховного Суда Российской Федерации.

В силу части 9 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.

№ 323-ФЗ проведение военно-врачебной экспертизы является обязательным в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Так в соответствии с частью 1 статьи 25 этого закона право на прохождение военно- врачебной экспертизы для определения годности к военной службе или приравненной к ней службе и для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии имеют военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу. Медицинское освидетельствование, как обязанность гражданина, предусмотрено при обязательной подготовке гражданина к военной службе, а также при призыве на военную службу (часть 1 статьи 11, част 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ).

Таким образом, обязательное прохождение медицинского освидетельствования для лиц, пребывающих в запасе, действующим федеральным законодательством не предусмотрено.

Поскольку оспариваемое нормативное положение не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального 4 кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Овчинникова П А о признании частично недействующим пункта 9 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Статьи законов по Делу № АКПИ13-559

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Загрузка
Наверх