Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 19 сентября 2013 г., Решение |
Инстанция | Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция |
Категория | Административные дела |
Докладчик | Емышева Валентина Александровна |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело №АКПИ13-718
от 19 сентября 2013 года
с участием прокурора Власовой Т.А.,
недействующим раздела 18 приложения № 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных гражданских служащих»,
приложением № 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных гражданских служащих» (далее - Указ) установлены размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения федеральных государственных гражданских служащих.
Разделом 18 приложения № 1 определены должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, в частности должностной оклад главного консультанта составляет 3900 рублей, ежемесячное денежное поощрение - 2,5 должностных окладов.
Захарова H.H. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим раздела 18 приложения № 1 в части, предусматривающей установление должностного оклада главному консультанту Счетной палаты Российской Федерации в размере 3900 рублей, ссылаясь на его противоречие части 2 статьи 40 Федерального закона
от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ), в соответствии с которой должностные оклады федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации устанавливаются на уровне должностных окладов работников Аппарата Правительства Российской Федерации. В настоящее время должностной оклад главного консультанта Аппарата Правительства Российской Федерации составляет 25 ООО руб.
В обоснование заявленного требования указала, что оспариваемое положение нарушает ее право как государственного гражданского служащего аппарата Счетной палаты Российской Федерации, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы главного консультанта, на денежное содержание в размере, гарантированном частью 2 статьи 40 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ.
В судебное заседание Захарова H.H. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Президента Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В письменных возражениях представитель Президента Российской Федерации заявленные требования не признал, полагая, что оспариваемое положение не может быть признано недействующим, поскольку часть 2 статьи 40 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ не является нормой прямого действия и не устанавливает конкретные размеры должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации в рублях, а лишь определяет условия и порядок установления размеров должностных окладов этой категории служащих. Признание оспариваемого положения недействующим повлечет правовую неопределенность в вопросе оплаты труда лиц, замещающих должность главного консультанта в аппарате Счетной палаты Российской Федерации, и невозможность установления должностного оклада данной категории федеральных государственных гражданских служащих в каком бы то ни было размере, а также невозможность выплачивать денежное содержание в соответствии с Указом.
Обсудив доводы заявителя, возражения представителя Президента Российской Федерации, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» сотрудники аппарата Счетной палаты Российской Федерации являются государственными гражданскими служащими, права, обязанности и ответственность которых, а также условия
прохождения ими государственной гражданской службы определяются этим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, решениями Коллегии Счетной палаты, внутренними нормативными документами Счетной палаты (статья 12). Частью 2 статьи 40 названного Федерального закона установлено, что должностные оклады и надбавки к ним сотрудников аппарата Счетной палаты устанавливаются на уровне должностных окладов работников Аппарата Правительства Российской Федерации. Аналогичные положения содержались в статьях 12, 31 ранее действовавшего Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
Порядок оплаты труда гражданского служащего определяется статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которой оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1), денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее -должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее -дополнительные выплаты) (часть 2). Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации (часть 6).
Во исполнение названных предписаний закона Указом в приложении № 1 установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения.
Должностные оклады и ежемесячное денежное поощрение федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации установлены в разделе 18 приложения № 1 к Указу с учетом положений статьи 31 действовавшего на момент принятия Указа Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ.
Установленные разделом 18 приложения № 1 к Указу должностной оклад для федеральных государственных гражданских служащих Счетной палаты замещающих должность главного консультанта, в размере 3900 рублей и ежемесячное денежное поощрение в размере 2,5 окладов полностью соответствовали должностному окладу и ежемесячному денежному поощрению, установленным для государственных гражданских служащих Аппарата Правительства Российской Федерации, замещающих должность
главного консультанта, размер которого составлял 3900 рублей, а ежемесячное денежное поощрение 2,5 окладов (разделы 4, 18 приложения №1 к Указу в редакции Указа Президента Российской Федерации от 6 декабря 2007 г. №1643).
Не может быть признан обоснованным довод заявителя о противоречии оспариваемого положения части 2 статьи 40 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ, поскольку данная норма не является нормой прямого действия и не устанавливает конкретные размеры должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации, а лишь определяет условия и порядок установления размеров должностных окладов этой категории служащих.
Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 1548 «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Правительства Российской Федерации» с 1 января 2013 г. изменена система оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Правительства Российской Федерации, согласно которой при установлении размеров месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы в Аппарате Правительства Российской Федерации и размеров месячных окладов этих федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами федеральной государственной гражданской службы применяется таблица соотношения должностей федеральной государственной гражданской службы в Аппарате Правительства Российской Федерации и воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее - таблица), утвержденная этим Указом, и таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы и воинских званий, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 2012 г. № 1100 «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Администрации Президента Российской Федерации». Помимо этого, изменено предусмотренное разделом 4 приложения № 1 к Указу исчисление ежемесячного денежного поощрения, которое выплачивается в настоящее время с уменьшением (пункты 2, 4).
Так, должность главного консультанта Аппарата Правительства Российской Федерации согласно пункту 9 таблицы соотносится с должностью офицера в управлении объединенного стратегического командования военного округа, месячный оклад которого в соответствии с приложением № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту» составляет 25000 руб., ежемесячное денежное поощрение по этой должности в силу подпункта «г» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 1548 исчисляется с уменьшением в 1,6 раза.
Изменение порядка оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Правительства Российской Федерации не может служить основанием для признания оспариваемой нормы недействующей.
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (часть 3).
Статьей 15 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и статьями 3, 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации проведение единой финансовой и денежной политики, обеспечение исполнения федерального бюджета отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации, а полномочия по составлению проекта федерального бюджета, проектировке предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета, организации исполнения федерального бюджета - к полномочиям Министерства финансов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это конституционное положение может реализовываться в тех формах, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В связи с этим Президент Российской Федерации не вправе подменять собой органы государственной власти или иные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и решать вопросы, отнесенные к их компетенции соответствующими федеральными конституционными законами.
Требования заявителя, по сути, сводятся к обязанию Президента Российской Федерации, а также органов государственной власти издать нормативный правовой акт, устанавливающий должностные оклады федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации в ином размере, а также к внесению изменений в Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в части выделения дополнительных бюджетных ассигнований на оплату труда федеральным государственным гражданским служащим аппарата Счетной палаты, поскольку данным законом бюджетные ассигнования на увеличение заработной платы названным сотрудникам не предусмотрены. Однако решение этого вопроса является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Верховного Суда Российской Федерации.
Помимо этого, признание недействующей только нормы, устанавливающей должностной оклад, без соответствующего изменения размера ежемесячного денежного поощрения, установленного по указанной должности в размере 2,5 должностного оклада, как предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 1548, поставит в
неравное положение лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы главного консультанта в Аппарате Правительства Российской Федерации, и лиц, замещающих аналогичные должности в аппарате Счетной палаты Российской Федерации, поскольку месячное денежное содержание сотрудников Аппарата Правительства Российской Федерации будет существенно ниже месячного денежного содержания сотрудников аппарат Счетной палаты Российской Федерации.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении заявления Захаровой Н 11-частично недействующим раздела 18 приложения №
[скрыто] о признании
18 приложения № 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных гражданских служащих» отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации
В.А. Емышева
¦