Дело № АКПИ13-753

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 3 сентября 2013 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Емышева Валентина Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №АКПИ13-753

от 3 сентября 2013 года

 

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

подпункта «а» пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123, подпункта «в» пункта 22 Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 г. № 590,

 

установил:

 

постановлением Правительства Российской Федерации

от 25 февраля 2003 г. № 123 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее - Положение). Постановление опубликовано в «Российской газете» 13 марта 2003 г., Собрании законодательства Российской Федерации 10 марта 2003 г.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 г. № 590 утверждена Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам (далее - Инструкция). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 августа 2012 г., № 25097, и опубликован в «Российской газете» 15 августа 2012 г.

Съедин Р.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими подпункта «а» пункта 41 Положения, закрепляющего основания вынесения военно-врачебной комиссией заключений о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы (военных сборов), службы в органах с формулировкой «военная травма», и подпункта «в» пункта 22 Инструкции, согласно которому для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника кадровое подразделение представляет в комиссию по вопросам выплат сумм в возмещение вреда копии заключения ЦВВК (ВВК) о категории годности сотрудника к службе в формулировке «В - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел» или «Д - не годен к службе в органах внутренних дел» в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма».

По мнению заявителя, признанного ограниченно годным к военной службе вследствие заболевания, полученного в период военной службы, оспариваемые нормы в части указания на формулировку «военная травма» и закрытый перечень заболеваний, по которым возможно получение единовременного пособия, противоречат части 5 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ) и нарушают его право на получение единовременного вознаграждения.

В судебное заседание заявитель не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 7 августа 2013 г. № СП - П4 - 5728).

Представители Правительства Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации Ламухина Л.А., Чибилева Л.А., Годило-Годлевский В.А., Куликова Е.Б., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Бабченко В.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения соответствуют требованиям Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ и не нарушают прав и законных интересов заявителя.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Положение утверждено Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».

Согласно части 5 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья,

исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.

Из изложенного следует, что для получения единовременного пособия необходимо установление причинной связи полученных гражданами увечий, заболеваний с выполнением служебных обязанностей.

Статья 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» подразделяет инвалидов в зависимости от причины инвалидности на инвалидов вследствие военной травмы и инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), возлагая обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) на военно-врачебные комиссии, заключения которых могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что военно-врачебная экспертиза проводится в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы) (пункт 2 части 1). Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы, в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан, а также требования к состоянию здоровья граждан, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2).

В подпункте «а» пункта 41 Положения закреплены основания вынесения военно-врачебной комиссией заключений о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы (военных сборов), службы в органах с формулировкой «военная травма».

Наделение военно-врачебной комиссии правом устанавливать связь увечий, заболеваний с прохождением военной службы (военных сборов), службы с формулировкой «военная травма» не противоречит приведенным положениям федерального законодательства, в связи с чем довод заявителя о противоречии подпункта «а» пункта 41 Положения части 5 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ является необоснованным.

Инструкция утверждена Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с федеральными законами от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ и от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 4, 5 Инструкции кадровым подразделением органа (организации, подразделения) в течение 30 календарных дней проводится проверка обстоятельств случившегося и их причинно-следственной связи с выполнением служебных обязанностей, осуществляется сбор, оформление и представление в комиссию по вопросам выплат необходимых документов.

Пунктом 22 Инструкции определен перечень документов, необходимых для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника, представляемых кадровым подразделением в комиссию по вопросам выплат, в том числе копия заключения ЦВВК (ВВК) о категории годности сотрудника к службе в формулировке «В - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел» или «Д - не годен к службе в органах внутренних дел» в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма» (подпункт «в»).

Нормативные положения, содержащиеся в подпункте «в» пункта 22 Инструкции, соответствуют части 5 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ и прав и законных интересов заявителя не нарушают.

Учитывая, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации полномочий, подпункт «а» пункта 41 Положения и подпункт «в» пункта 22 Инструкции не противоречат федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушают, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

в удовлетворении заявления Съедина [скрыто] о признании

недействующими подпункта «а» пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123, подпункта «в» пункта 22 Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом Министерства внутренних дел от 18 июня 2012 г. № 590, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации I В.А. Емышева

Статьи законов по Делу № АКПИ13-753

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх