Дело № АКПИ16-321

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 14 апреля 2016 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
Категория Гражданские дела
Докладчик Иваненко Юрий Григорьевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № АКПИ16-321

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва 14 апреля 2016 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко ЮГ.

при секретаре Полагаевой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Централизованной религиозной организации «Объединённый исламский конгресс России» (Объединённый муфтият),

установил:

Централизованная религиозная организация «Объединённый исламский конгресс России» (Объединённый муфтият) (далее - Организация) зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 11 июля 1994 г., учётный номер 0011010026.

Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 14 октября 2002 г. под основным государственным регистрационным номером 1027739364762.

Организация ранее имела следующие наименования: Духовное Управление мусульман «Ассоциация мечетей» (свидетельство от 11 июля 1994 г. № 286), Централизованная религиозная организация Духовное Управление мусульман «Ассоциация мечетей» (свидетельство от 20 ноября 2000 г. № 286), Централизованная религиозная организация Духовное управление мусульман «Ассоциация мечетей России» (свидетельство от 28 сентября 2001 г. № 286), Централизованная религиозная организация Исламский объединённый центр мусульманских организаций России (свидетельство от 13 ноября 2010 г.). Устав Организации принят на учредительном съезде 28 марта 1994 г., утверждён в новой редакции на внеочередном съезде 22 сентября 2010 г. и в настоящее время действует с учётом изменений и дополнений, утверждённых на внеочередном съезде 25 февраля 2012 г.

Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Организации. В обоснование своего требования указало, что Организация в своей деятельности допускает грубые и неоднократные нарушения законодательства Российской Федерации, выразившиеся в фальсификации данных Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) путём подделки представленных на государственную регистрацию документов, в воспрепятствовании (уклонении) от проверки Минюстом России её деятельности, а также в том, что в течение длительного времени Организация не находится по адресу, внесённому в ЕГРЮЛ.

В судебном заседании представитель Минюста России Филимонова О.В. поддержала заявленное требование по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении.

Организация, извещённая о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не направила в суд своего полномочного представителя, возражений по существу административного иска не представила.

Выслушав объяснения представителя административного истца Филимоновой О.В., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г.

№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ) некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений).

Правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения, регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 8 названного федерального закона религиозной организацией признаётся добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Ликвидация религиозной организации является одним из видов ответственности юридических лиц, порядок и основания её применения предусмотрены статьёй 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г.

№ 125-ФЗ, согласно которой религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, данного федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей целям её создания (уставным целям). При этом правом на внесение в суд представления о ликвидации религиозной организации обладают органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления (абзац третий пункта 1, пункт 3).

Аналогичные положения о ликвидации юридических лиц закреплены в подпунктах 3 и 4 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Распоряжением первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации Герасимова С.А. от 11 июня 2015 г. № 817-р было назначено проведение плановой выездной проверки Организации в период с 13 июля по 7 августа 2015 г., предметом которой являлось соблюдение ею устава относительно цели и порядка деятельности, а также соответствие её деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, цели, предусмотренной её уставом, и законодательству Российской Федерации.

Уведомление о проведении проверки от 17 июня 2015 г. № 11-69453/15, содержащее требование о предоставлении запрашиваемых документов к 13 июля 2015 г., и копия распоряжения о проведении проверки получены Организацией 26 июня 2015 г.

Кроме того, план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 г. с указанием месяца проведения проверки и наименования проверяемой организации был размещён на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ш\\^.гшп]ш1:.ги) с октября 2014 года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписано, что в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Для целей и задач проверки у Организации были запрошены документы и сведения за период с 13 июля 2012 г. по 12 июля 2015 г., а именно документы, подтверждающие местонахождение Организации (копии правоустанавливающих документов на помещение); копии решений (с приложениями) органов управления Организации (съезда (Курултай), правления (Идарат), председателя), а также копии решений (с приложениями) иных органов Организации (протоколы, положения, приказы, распоряжения, справки и другие); копии документов, подтверждающих полномочия органов управления Организации (съезда (Курултай), правления (Идарат), председателя); копии приказов, распоряжений и (или) иных распорядительных документов председателя Организации; сведения о религиозных объединениях, состоящих в структуре Организации, с указанием их полного наименования, основного государственного регистрационного номера, даты регистрации, места нахождения, фамилии, имени, отчества руководителей; сведения о наличии и использовании имущества Организации, находящегося в собственности, в аренде и на ином праве у Организации, с приложением копий правоустанавливающих документов; сведения о распространяемых Организацией религиозной литературе, печатных, аудио- и видеоматериалах и источниках их получения; сведения об основах вероучения Организации и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения данной религии и Организации, о формах и методах её деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей Организации в отношении их гражданских прав и обязанностей; сведения об образовательной деятельности Организации, а также об учреждённых ею образовательных организациях с указанием их полного наименования, основного государственного регистрационного номера, места нахождения, фамилии, имени, отчества руководителей; сведения о религиозных мероприятиях (периодичность, форма проведения, место проведения и т.п.) и других мероприятиях, проводимых Организацией; сведения о наличии у Организации официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; копии смет доходов и расходов, бюджетов, финансовых отчётов Организации; копию плана счетов бухгалтерского учёта, копии учётной политики для целей бухгалтерского учёта и налогообложения; оборотно-сальдовые ведомости по счетам Организации (по годам); карточки и анализ счетов 50 «Касса», 51 «Расчётный счёт», 52 «Валютные счета», 76 «Прочие дебиторы и кредиторы», 86 «Целевое финансирование», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» Организации (по годам); сведения в простой письменной форме о размере пожертвований и иных средств целевого использования, полученных и направленных Организацией за контрольный период, в разрезе источников финансирования и получателей средств, включая договоры пожертвования (при наличии); сведения о поступающих денежных средствах от иностранных юридических лиц и (или) физических лиц (с указанием размера средств и полного наименования иностранного юридического лица и (или) физического лица); копии договоров по уставной деятельности Организации; сведения о реализации Организацией прав, предусмотренных пунктом 4 статьи 5 и пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ; сведения о приглашении Организацией иностранных граждан (лиц без гражданства) для въезда на территорию Российской Федерации с целью занятия профессиональной, в том числе религиозной, деятельностью и копии документов, подтверждающих законность их пребывания на территории Российской Федерации; копии штатных расписаний Организации; сведения об осуществляемой Организацией благотворительной и миссионерской деятельности; сведения об осуществляемой Организацией предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также об учреждённых (созданных) Организацией коммерческих и некоммерческих организациях, средствах массовой информации с указанием их полного наименования, места нахождения, фамилии имени, отчества руководителей, основного государственного регистрационного номера, контактных телефонов; сведения о размещении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлении средствам массовой информации для опубликования отчётов о деятельности Организации в соответствии с требованиями пункта З статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ за 2012, 2013, 2014 гг.

Перечисленные документы не были представлены Организацией ни в установленный в уведомлении о проведении проверки срок, ни ко дню окончания проверки - 7 августа 2015 г.

При выезде 13 июля 2015 г. сотрудников Минюста России по адресу Организации, указанному в ЕГРЮЛ в качестве её места нахождения - Москва, Малый Татарский переулок, д. 5, стр. 1, установлено, что по этому адресу она не находится с 2011 г. Данные обстоятельства подтверждены справкой отдела по делам религиозных организаций от 13 июля 2015 г. и письмом Центра по противодействию экстремизму Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве от 16 июля 2015 г. № 84/2976.

31 августа 2015 г. заместителем директора Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России в отношении Организации был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Уведомления о составлении протокола об административном правонарушении от 10 августа 2015 г. № 11-93907/15 и от 10 августа 2015 г.

№ 11-93913/15 соответственно были направлены и получены Организацией - 18 августа 2015 г., председателем Организации Авясовым Ш.У. - 17 августа 2015 г.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 397 района Замоскворечье г. Москвы от 16 сентября 2015 г. Организация была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Исходя из подпункта «а» пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляемом в регистрирующий орган, заявителем подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюдён установленный федеральным законом порядок принятия решений о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

28 сентября 2010 г. в Минюст России заявителем Авясовым Ш.У. был представлен пакет документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Организации, в том числе протокол внеочередного съезда от 22 сентября 2010 г., на котором были приняты решения о выходе Организации из структуры Централизованной религиозной организации Духовное Управление мусульман Азиатской части России, об изменении наименования Организации, утверждении её устава в новой редакции, избрании руководящих органов Организации, в том числе председателем Организации Авясова Ш.У., о смене адреса (места нахождения) Организации.

По результатам рассмотрения указанных документов Минюстом России было принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы религиозной организации, и внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о религиозной организации, о чём 20 октября 2010 г.

издано соответствующее распоряжение № 8752-р.

Решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы религиозной организации, и внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о религиозной организации было также принято распоряжением Минюста России от 27 апреля 2012 г. № 803-р по итогам рассмотрения пакета документов, включая протокол внеочередного съезда Организации от 25 февраля 2012 г., на котором были приняты решения о подтверждении всех решений внеочередного съезда Организации от 22 сентября 2010 г., об утверждении нового наименования Организации, о внесении изменений в Устав Организации, об избрании председателем Организации Авясова Ш.У. При проведении Генеральной прокуратурой Российской Федерации с привлечением прокуратуры г. Москвы проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о религиозных организациях было выявлено, что в отношении Авясова Ш.У. имеется уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 170 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По материалам досудебного производства по уголовному делу установлено, что Авясов Ш.У. представил в Минюст России на государственную регистрацию документы, содержащие заведомо ложные данные в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об Организации.

Так, согласно постановлению старшего следователя Замоскворецкого межрайонного следственного отдела следственного управления по Центральному административному округу Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Москве от 6 февраля 2014 г., которым Авясов Ш.У. привлечён в качестве обвиняемого, путём подделки протокола внеочередного съезда Организации от 22 сентября 2010 г. и списка участников данного съезда он внёс изменения в Устав Организации, в том числе в её наименование, наделил себя полномочиями председателя Организации, изменил адрес (место нахождения) Организации. В протоколе допроса обвиняемого от 6 февраля 2014 г.

Авясов Ш.У. вину признал.

Постановлением старшего следователя Замоскворецкого межрайонного следственного отдела следственного управления по Центральному административному округу Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Москве от 28 августа 2014 г. уголовное дело в отношении Авясова Ш.У. было прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Централизованной религиозной организацией признаётся религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трёх местных религиозных организаций (пункты 2 и 4 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ).

Поскольку запрашиваемые документы Организацией не представлены и достоверная информация о местных религиозных организациях, входящих в структуру Организации, отсутствует, Минюст России в ходе проверки не смог проверить соблюдение ею обязательного требования для признания религиозной организации централизованной.

Согласно материалам учётного дела Организации, а именно списку мусульманских религиозных организаций, входящих в состав (члены) Организации, по состоянию на 28 сентября 2010 г. членами Организации являлись 28 местных религиозных организаций, 26 из которых находились на территории Оренбургской области, а 2 - на территории Челябинской области.

Из документов, представленных Организацией в 2012 г. следует, что в состав Организации вошли 2 местные исламские религиозные организации, находящиеся на территории г. Москвы, и 1 -на территории Курской области.

Вместе с тем в настоящее время ряд местных религиозных организаций, входящих в структуру Организации, либо ликвидированы и исключены из ЕГРЮЛ или находятся в стадии ликвидации либо вошли в состав иных централизованных организаций, что подтверждается письмами Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 10 марта 2016 г. № 46/03-22-786, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области от 14 марта 2016 г.

№ 74/02-1412, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области от 15 марта 2016 г. № 56/03-1041 и Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве от 15 марта 2016 г.

№77/03-11763.

Непредставление Организацией запрашиваемых документов и отсутствие её по адресу (месту нахождения) привели к невозможности осуществления Минюстом России надлежащим образом проверки соблюдения Организацией Устава относительно цели и порядка деятельности, а также соответствия её деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, цели, предусмотренной её уставом, и законодательству Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах Организацией грубо и неоднократно нарушены приведённые выше нормы федеральных законов, что в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г.

№ 125-ФЗ является основанием для её ликвидации по решению суда.

Ликвидация централизованной религиозной организации не влечёт прекращение деятельности местных религиозных организаций, входящих в её структуру.

Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учётом того, что требование о ликвидации Организации предъявлено в суд уполномоченным федеральным органом государственной регистрации.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

административный иск Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.

Ликвидировать Централизованную религиозную организацию «Объединённый исламский конгресс России» (Объединённый муфтият), учётный номер 0011010026, исключив её из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер 1027739364762).

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации ЮГ. Иваненко

Статьи законов по Делу № АКПИ16-321

КоАП РФ Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей
ГК РФ Статья 61. Ликвидация юридического лица
УК РФ Статья 170. Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом
УПК РФ Статья 24. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх