Дело № АПЛ14-248

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 3 июля 2014 г., Определение
Инстанция Апелляционная коллегия, апелляция
Докладчик Манохина Галина Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № АПЛ14-248

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 3 июля 2014 г.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Манохиной Г.В., членов коллегии Крупнова И.В., Пирожкова В.Н. при секретаре Кулик Ю.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Централизованной религиозной организации «Российская Древлеправославная Кафолическая Церковь (старопоморцы-федосеевцы)» по апелляционной жалобе Централизованной религиозной организации «Российская Древлеправославная Кафолическая Церковь (старопоморцы- федосеевцы)» на решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 марта 2014 г., которым заявленное требование удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Министерства юстиции Федерации Филимоновой О.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Централизованная религиозная организация «Российская Древлеправославная Кафолическая Церковь (старопоморцы-федосеевцы)» зарегистрирована Федеральной регистрационной службой 26 июня 2006 г., учетный номер 676, ведомственный регистрационный номер 0011010671 (далее - Организация).

Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 6 июля 2006 г. под основным государственным регистрационным номером 1067799019683.

Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о ликвидации Централизованной религиозной организации «Российская Древлеправославная Кафолическая Церковь (старопоморцы-федосеевцы)», ссылаясь на то, что при создании Организации были допущены грубые нарушения Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125- ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», которые носят неустранимый характер, кроме того, в деятельности Организации выявлены иные нарушения законодательства Российской Федерации.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 18 марта 2014 г.

заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворено.

В апелляционной жалобе Организация просит указанное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Министерством юстиции Российской Федерации требований, полагает, что то обстоятельство, что на момент создания Организации один из её учредителей таковым являться не мог, не является основанием для прекращения деятельности юридического лица путем его ликвидации, поскольку на момент создания Организации не было известно данное обстоятельство, а в настоящее время в её состав входит уже более 10 местных религиозных организаций, чего достаточно для её образования как централизованной религиозной организации. Кроме того, Организация полагает, что Министерством юстиции Российской Федерации был пропущен срок исковой давности для подачи данного заявления о ликвидации.

В судебное заседание Апелляционной инстанции Верховного Суда Российской Федерации представитель Организации не явился по причинам признанным Апелляционной коллегией неуважительными (нахождение председателя в служебной командировке, а другого представителя Организации - на рассмотрении гражданского дела в другом городе). О времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Документы, подтверждающие причины неявки, не представлены.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г.

№ 125- ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (далее - Закон о свободе совести), религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, данного федерального закона и иных федеральных законов, а Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 2 статьи 61 основанием для ликвидации юридического лица называет допущенные при создании юридического лица грубые нарушения законодательства, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Судом первой инстанции установлено, что решение о создании Централизованной религиозной организации «Российская Древлеправославная Кафолическая Церковь (старопоморцы-федосеевцы)» было принято на общем собрании учредителей 25 апреля 2006 г. (л.д. 21). Учредителями Организации выступили: Местная религиозная организация старообрядческая независимая община Древлеправославного старо-поморского вероисповедания (беспоповцы федосеевского согласия) с. Старая Тушка Малмыжского района Кировской области (ОГРН 1034300004738), Местная религиозная организация Община христиан Древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского (федосеевского) согласия д. Кузьминка Тонкинского района Нижегородской области (ОГРН 1065200001074, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 31 января 2006 г.) и Местная религиозная организация Община христиан Древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского (федосеевского) согласия с. Шурма Уржумского района Кировской области (ОГРН 1064300003646, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 23 марта 2006 г.). Закон о свободе совести, регулируя правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, устанавливает, что централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (пункт 4 статьи 8).

В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о свободе совести централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

В материалах дела имеются данные о сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ, согласно которым местная религиозная организация «Старообрядческая независимая община Древлеправославного старо­ поморского вероисповедания (беспоповцы федосеевского согласия)» с. Старая Тушка Малмыжского района Кировской области была исключена из ЕГРЮЛ 19 апреля 2006 г. на основании решения Малмыжского районного суда Кировской области от 22 марта 2006 г. о признании данной организации прекратившей свою деятельность (л.д. 52-55).

Следовательно, на момент проведения общего собрания учредителей Организации 25 апреля 2006 г. данная местная религиозная организация не могла выступать в качестве учредителя Централизованной религиозной организации «Российская Древлеправославная Кафолическая Церковь (старопоморцы-федосеевцы)».

Удовлетворяя заявление Министерства юстиции Российской Федерации, суд первой инстанции правильно исходил из того, что данное нарушение в силу Закона о свободе совести является грубым, поскольку нарушает установленные этим законом и Гражданским кодексом Российской Федерации правовые основы создания юридического лица, и носит неустранимый характер.

То обстоятельство, что после учреждения Организации в нее вступали местные религиозные организации (на что, в том числе, ссылается заявитель в апелляционной жалобе), не свидетельствует о том, что допущенное нарушение является устранимым, поскольку принятие в состав Централизованной религиозной организации «Российская Древлеправославная Кафолическая Церковь (старопоморцы-федосеевцы)» местных религиозных организаций не может изменить установленные законом правовые основы создания централизованной религиозной организации.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Организации не было известно о том, что на момент её создания местная религиозная организация «Старообрядческая независимая община Древлеправославного старо­ поморского вероисповедания (беспоповцы федосеевского согласия)» с. Старая Тушка Малмыжского района Кировской области не могла выступать в качестве учредителя Организации, не может свидетельствовать о незаконности решения суда, поскольку достоверность сведений, в том числе об учредителях, была подтверждена Организацией при подаче заявления для государственной регистрации её создания.

Доводы апелляционной жалобы о применении срока исковой давности на том основании, что уже с 2006 года заявитель располагал сведениями о составе учредителей Централизованной религиозной организации «Российская Древлеправославная Кафолическая Церковь (старопоморцы-федосеевцы)», Министерство юстиции Российской Федерации вышло за пределы проверки проверяемого периода, судом первой инстанции проверялись и правильно были признаны несостоятельными.

Проверка соответствия деятельности Централизованной религиозной организации «Российская Древлеправославная Кафолическая Церковь (старопоморцы-федосеевцы)» предусмотренным в ее уставе целям и порядку деятельности проведена на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 9 сентября 2013 г. № 1882-р (л.д. 34-37). По результатам проверки составлен акт от 18 октября 2013 г., в котором отражены допущенные при создании Организации нарушения закона (л.д.40-51), поэтому не имеется правовых оснований полагать, что Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о ликвидации религиозной организации с пропуском срока исковой давности.

Довод апелляционной жалобы о превышении Министерством юстиции Российской Федерации полномочий при проведении плановых документарных проверок соответствия деятельности Организации предусмотренным в ее уставе целям и порядку деятельности несостоятелен.

Осуществление государственного надзора как государственно-властного института за исполнением законодательства Российской Федерации о религиозных объединениях осуществляется указанным выше министерством в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 25 Закона о свободе совести Министерство юстиции Российской Федерации как орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.

Таким образом, предоставление недостоверных сведений об учредителях Организации при её создании было выявлено в рамках анализа представленных на проверку сведений о религиозных организаций, входящих в структуру Организации, и Министерство юстиции Российской Федерации, осуществляя такую проверку, за пределы предоставленных ему полномочий не вышло.

В обжалованном решении суда также правильно отмечено, что контролирующим органом в деятельности Организации выявлены иные нарушения. На бланках Организации указано ее неполное наименование, которое используется также в протоколах, приказах и других документах.

Положения пунктов 2.2, 2.3 Устава Организации допускают возможность вхождения религиозных групп в структуру Организации, что не соответствует требованиям федерального законодательства.

Религиозная организация в соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» обязана ежегодно размещать в информационно- телекоммуникационной сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган. Данное требование законодательства Организацией не соблюдено.

В нарушение статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», пунктом 4.5 Устава Организации предусмотрены такие виды предпринимательской деятельности, как строительная и реставрационная деятельность, производство сельскохозяйственной продукции, торговля продуктами питания, которые не соответствуют уставным целям Организации.

Обжалованное решение суда не противоречит правовым позициям, высказанным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. № 14-П, по вопросу о ликвидации юридического лица по решению суда.

Предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 марта 2014 г.

оставить без изменения, апелляционную жалобу Централизованной религиозной организации «Российская Древлеправославная Кафолическая Церковь (старопоморцы-федосеевцы)» - без удовлетворения.

Г.В.Манохина Председательствующий И.В. Крупное Члены коллегии В.Н. Пирожков

Статьи законов по Делу № АПЛ14-248

ГК РФ Статья 61. Ликвидация юридического лица
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГК РФ Статья 49. Правоспособность юридического лица

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх