Дело № ВАС-5768/14

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 23 мая 2014 г., Определение
Инстанция Высший арбитражный суд, надзор
Категория Гражданские дела
Докладчик Першутов Анатолий Геннадьевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № ВАС-5768/14

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 23 мая 2014 г.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Першутова А.Г., судей Завьяловой Т.В., Зориной М.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (далее- пенсионный фонд, управление) в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области (г. Ульяновск) от 07.04.2014 № 6811 о пересмотре в порядке надзора постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по делу № А72-4040/2013 Арбитражного суда Ульяновской области и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.02.2014 по тому же делу.

Суд установил: общество с ограниченной ответственностью «Русские Автобусы- Группа ГАЗ» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Пенсионного фонда от 05.02.2013 № 373 о привлечении к Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://www.arbitr.ru/ (информация о движении дела, справочные материалы и др.). ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Протокольным определением от 18.06.2013 суд объединил в одно производство для совместного рассмотрения настоящее дело № А72-4040/2013 по вышеуказанному заявлению и дело № А72-4041/2013 по заявлению общества о признании незаконным и отмене решения пенсионного фонда от 05.02.2013 № 08302812РК0002658 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Объединенному делу присвоен номер А72-4040/2013.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.06.2013 заявления удовлетворены частично, решение управления от 05.02.2013 № 373 признано недействительным в части штрафа, превышающего 2000 руб.; решение пенсионного фонда от 05.02.2013 № 08302812РК0002658 признано недействительным в части штрафа, превышающего 1245 руб. 30 коп. В удовлетворении остальной части заявлений обществу отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 решение суда первой инстанции изменено, заявление общества удовлетворено.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 11.02.2014 по настоящему делу, поддержал правовую позицию Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов, управление просит отменить судебные акты принятые судами апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

части 4 статьи 299 Согласно Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке статьей 304 надзора при наличии оснований, установленных Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив выводы, положенные в основу обжалуемых судебных актов, и доводы заявления, судебная коллегия не находит оснований, необходимых в силу вышеприведенной нормы для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи со следующим.

По мнению фонда, общество нарушило требования Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27) и требования подпункта 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

Нарушение связано с непредставлением своевременно сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Управлением в отношении общества принято решение от 05.02.2013 № 373 о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона № 27, в виде взыскания штрафа в размере 101 094 руб. 54 коп. и решение от 05.02.2013 № 08302812РК0002658 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 46 Закона о страховых взносах, в виде взыскания штрафа в размере 62 265 руб. 05 коп.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета о работающих застрахованных лицах за 1 квартал 2012 года, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования за 1 квартал 2012 г. были представлены обществом с нарушением установленного срока на два дня.

При этом, установив наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения и руководствуясь положениями ст. 44 Закона о страховых взносах, суд уменьшил размер санкций по принятым решениям.

Суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции, а суд кассационной инстанции согласился с Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 исходя из следующего.

Согласно статье 3 Закона о страховых взносах Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы наделены правом осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

В соответствии со статьей 29 Закона о страховых взносах органы контроля наделены полномочиями взыскания недоимки, а также пеней и штрафов в порядке, установленном названным Законом.

Пунктом 2 статьи 11 Закона № 27 установлено, что страхователь ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско- правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона о страховых взносах установлен срок представления расчета по страховым взносам, в соответствии с которым плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Законом № 27.

14.05.2012 при первоначальной отправке обществом в Пенсионный фонд индивидуальных сведений персонифицированного учета и расчета по форме РСВ-1 за 1 квартал 2012 года средствами электронной связи сведения и расчет не были получены последним в связи с ошибкой при распаковке сообщения (не найден сертификат получателя зашифрованного сообщения).

Сведения о первоначальном поступлении информации (индивидуальные сведения и расчет по форме РСВ-1 за 1 квартал 2012 года) от общества содержатся в информационной базе Пенсионного фонда Российской Федерации и зафиксированы 14.05.2012 13 в часов 17 минут.

14.05.2012 управление информацию об ошибке направило не заявителю, а в адрес общества с ограниченной ответственностью «Эврика» (поставщика услуг).

Согласно ч. 10 статьи 15 Закона о страховых взносах и пунктом 7 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 № 190 (далее – Технология обмена), орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан направить подтверждение приема указанных сведений и расчетов именно в адрес страхователя (абонента), которым является общество, а не поставщику услуг.

В соответствии с Технологией обмена факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, которую абонент-страхователь получает в течение двух рабочих дней с момента отправки электронного документа и сохраняет ее.

В связи с неполучением от управления в установленный срок подтверждения (квитанции) факта доставки документов общество 17.05.2012 повторно направило в адрес пенсионного фонда индивидуальные сведения и расчет по форме РСВ-1 за квартал 1 2012 года.

Сообщение об ошибке было направлено Управлением в адрес Общества только 21.05.2012 г.

При принятий обжалуемых судебных актов, суды руководствовались положениями статей 42, 43, части 1 статьи 46 Закона о страховых взносах, абзаца 3 статьи 17 Закона № 27, приняв во внимание позицию, изложенную в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 № 12-П о необходимости исследования фактических обстоятельств дела, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы, а также разъяснения, изложенные в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ», правомерно признали, что заявитель самостоятельно выявил ошибку и предпринял все меры для представления отчетности в установленный срок, а виновность общества в совершении вменяемых правонарушений должным образом Пенсионным фондом не доказана.

Доводы заявителя не опровергают выводы, положенные в основу обжалуемых судебных актов, и не свидетельствуют о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального права.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

в передаче дела № А72-4040/2013 Арбитражного суда Ульяновской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.02.2014 отказать.

Председательствующий ______________ А.Г.Першутов судья Судья ______________ Т.В.Завьялова Судья ______________ М.Г.Зорина

Статьи законов по Делу № ВАС-5768/14

АПК РФ Статья 299. Рассмотрение заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора
АПК РФ Статья 301. Содержание определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
АПК РФ Статья 304. Основания для пересмотра в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, и присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок (В редакции Федерального закона от 30.04.2010 г. N 69-ФЗ)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх