Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 27 января 2016 г., Решение |
Инстанция | Судебная коллегия по делам военнослужащих, первая инстанция |
Категория | Дела в отношении военнослужащих |
Докладчик | Замашнюк Александр Николаевич |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело № ВКАПИ15-78
г. Москва | 27 января 2016 г. |
Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н. при секретаре Деньгуб Е.П. с участием прокурора Лиховидова К.С., административного истца Зайнетдинова Х.А., представителей административного ответчика - Министра обороны Российской Федерации по доверенности Ильина А.В. и Стручковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зайнетдинова Х А о признании недействующим аб заца второго пункта 173 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г.
№ 2700, в части, касающейся выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за период самовольного оставления воинской части или места военной службы оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности по 1 тарифному разряду,
приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г.
№ 2700 утверждён Порядок обеспечения денежным довольствием военно служащих Вооружённых Сил Российской Федерации (далее - Порядок), ко- торый разработан для реализации положений Федерального закона от 7 но ября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и пре доставлении им отдельных выплат».
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Феде рации 12 мая 2012 г. № 24125 и опубликован для всеобщего сведения 28 мая 2012 г. в «Российской газете».
Абзацами первым и вторым пункта 173 Порядка предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за период самовольного оставления воинской части или места военной службы, опре делённый в установленном порядке приказом соответствующего командира (начальника), выплачивается оклад по воинскому званию и оклад по воин ской должности по 1 тарифному разряду.
Зайнетдинов Х.А., проходящий военную службу по контракту, 22 де кабря 2008 г. был уволен с военной службы, но не исключён из списков личного состава воинской части и зачислен в распоряжение командования.
В отношении Зайнетдинова Х.А. в связи с самовольным отсутствием на во енной службе воинским должностным лицом был издан приказ об установ лении с 1 января 2015 г. выплаты денежного довольствия в соответствии с пунктом 173 Порядка.
Зайнетдинов Х.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 173 Порядка в части, касающейся выплаты военно служащим, проходящим военную службу по контракту, за период само вольного оставления воинской части или места военной службы оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности по 1 тарифному разря ду, утверждая, что оспариваемая норма нарушает его права и социальные гарантии на получение денежного довольствия в период нахождения в рас поряжении командования, поскольку не соответствует пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужа щих» и пунктам 1, 2 и 28 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г.
№ 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
В судебном заседании Зайнетдинов Х.А. поддержал заявление по из ложенным в нём доводам и настаивал на его удовлетворении, уточнив при этом, что после увольнения с военной службы и зачисления в распоряжение начальника Краснодарского высшего военного авиационного училища лёт чиков в декабре 2008 года он на службу не прибывал и появлялся в училище эпизодически только для получения денежного довольствия.
Представители Министра обороны Российской Федерации Ильин А.В. и Стручкова Е.А., возражая против доводов административного истца, пояс нили, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обо роны Российской Федерации в пределах его полномочий и компетенции, официально опубликован, в оспариваемой части не противоречит федераль- ному законодательству, права и свободы Зайнетдинова Х.А. не нарушает, а период самовольного оставления воинской части продолжительностью свыше 10 суток не засчитывается военнослужащим в срок военной службы и такие военнослужащие в течение этого времени не признаются испол няющими обязанности военной службы.
Выслушав объяснения административного истца, возражения предста вителей Министра обороны Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Лиховидова К.С., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца, Верховный Суд Российской Федера ции приходит к выводу о том, что поданное Зайнетдиновым Х.А. админист ративное исковое заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 28 мая 1998 г.
№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федераль ным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии воен нослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Закон), ины ми федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных ор ганов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных фе деральных государственных органов.
Согласно статье 1 Закона данный федеральный закон устанавливает денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослу жащим с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
На основании пункта 32 статьи 2 Закона определение порядка обеспе чения военнослужащих денежным довольствием отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным за коном предусмотрена военная служба.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 43 пункта 7, подпунктами 7, 30 и 43 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федера ции, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 авгу ста 2004 г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Рос сийской Федерации функции, реализует меры правовой и социальной защи ты военнослужащих. Министр обороны Российской Федерации решает во просы обеспечения прав военнослужащих, предоставления им социальных гарантий и компенсаций, определяет порядок обеспечения военнослужащих Вооружённых Сил денежным довольствием, издаёт приказы.
Во исполнение указанных выше положений нормативных правовых актов в Министерстве обороны Российской Федерации был разработан и ут вержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700 Порядок обеспечения денежным довольствием военнослу жащих Вооружённых Сил Российской Федерации.
Таким образом, частично оспариваемый административным истцом Порядок утверждён полномочным должностным лицом - Министром обо роны Российской Федерации в пределах его компетенции и согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.
Вопреки доводам административного истца оснований утверждать о том, что оспариваемый им абзац второй пункта 173 Порядка в части, ка сающейся выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по кон тракту, за период самовольного оставления воинской части или места воен ной службы оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности по 1 тарифному разряду, нарушает его права и социальные гарантии на по лучение денежного довольствия в период нахождения в распоряжении ко мандования, не имеется.
Так, согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы и, сле довательно, предполагает справедливое вознаграждение за неё.
На основании пункта 1 статьи 3 упомянутого закона для военнослу жащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом занимаемых воин ских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 28 мар та 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» одним из условий прохождения военной службы по контракту является обязанность проходящего военную службу гражданина в течение определённого срока добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанно сти военнослужащих, установленные законодательными и иными норма тивными правовыми актами Российской Федерации.
Добровольно заключая контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации, военнослужащий тем са мым соглашается с условиями оплаты его труда, которые предусмотрены специальными нормативными актами именно для этой категории граждан.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона денежное довольствие военнослу жащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.
Пунктом 2 названной статьи Закона определено, что денежное доволь ствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состо ит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужа щего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных до полнительных выплат.
Из анализа данных правовых норм следует, что право военнослужа щего на материальное обеспечение, включающее в себя право на обеспече ние денежным довольствием, обусловлено непосредственным исполнением военнослужащим обязанностей военной службы, а размер получаемого во еннослужащим денежного довольствия зависит в том числе и от его личного отношения к исполнению обязанностей военной службы.
На основании статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г.
№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не признаются ис полняющими обязанности военной службы военнослужащие при самоволь ном нахождении вне расположения воинской части, а в силу пункта 12 ста тьи 38 того же закона в срок военной службы не засчитывается время само вольного оставления воинской части или установленного за пределами во инской части места военной службы независимо от причин оставления про должительностью свыше 10 суток.
Согласно пункту 28 статьи 2 Закона Министр обороны Российской Федерации вправе определять порядок выплаты военнослужащим, прохо дящим военную службу по контракту, находящимся в распоряжении коман дира (начальника), оклада по воинскому званию, оклада по последней зани маемой воинской должности и ежемесячной надбавки за выслугу лет.
Реализуя предоставленное ему право и действуя в пределах своих полномочий, Министр обороны Российской Федерации в пунктах 13 и 20 Порядка установил, что оклады по воинским званиям и по воинским долж ностям выплачиваются военнослужащим за весь период военной службы по день исключения их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных Порядком, которые в общем виде приведены в разделе 6 этого порядка.
Так, пунктами 152, 153 Порядка урегулирован механизм выплаты де нежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в период нахождения их в распоряжении.
Вместе с тем пункты 172 и 173 Порядка регламентируют порядок вы платы денежного довольствия военнослужащим в особом (ином) случае - при самовольном оставлении ими воинской части или места военной служ бы.
Причём пункт 172 Порядка определяет порядок выплаты денежного довольствия в случае самовольного оставления военнослужащими воинской части или места военной службы свыше 10 суток независимо от причин ос тавления, а пункт 173 Порядка - виды окладов и порядок выплат, которые производятся военнослужащим за период самовольного оставления воин ской части или места военной службы, то есть указанные пункты регламен тируют порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим в осо бом случае - при самовольном оставлении воинской части или места служ бы вне зависимости от занятия ими должности или нахождения в распоря жении.
Таким образом, поскольку время самовольного оставления воинской части военнослужащим не признаётся исполнением обязанностей военной службы, Министр обороны Российской Федерации в пределах предостав ленных ему пунктом 32 статьи 2 Закона полномочий в пункте 173 Порядка правомерно определил порядок выплаты денежного довольствия военно служащим, проходящим военную службу по контракту, в период самоволь ного оставления воинской части или места службы исходя из оклада по во инскому званию и оклада по воинской должности по 1 тарифному разряду, в связи с чем довод административного истца о нарушении его права на полу чение денежного довольствия как военнослужащего, находящегося в распо ряжении, и противоречии оспариваемой нормы пунктам 1, 2, 28 статьи 2 За кона является несостоятельным.
По этим же основаниям оспариваемая Зайнетдиновым Х.А. норма По рядка не противоречит и пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 28 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку уменьшение раз мера получаемого административным истцом денежного довольствия было обусловлено его личными действиями - самовольным отсутствием в воин ской части, а порядок обеспечения военнослужащих денежным довольстви ем Министр обороны Российской Федерации вправе определять в силу За кона.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт не противоречит иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заяв ленных требований.
Поскольку частично оспариваемый административным истцом Поря док утверждён полномочным должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции, официально опублико ван для всеобщего сведения, его пункт 173 в оспариваемой части не проти воречит требованиям Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и не нарушает прав и охраняемых законом интересов административного истца и других военнослужащих, проходя- щих военную службу по контракту, на получение денежного довольствия в период самовольного оставления части или места службы, административ ный иск удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении иска понесённые судебные расхо ды на уплату государственной пошлины возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180, 213 и 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления Зайнетдинова Х - А о признании недействующим абзаца второго пунк та 173 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Мини стра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700, в части, касающейся выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за период самовольного оставления воинской части или места военной службы оклада по воинскому званию и оклада по воинской долж ности по 1 тарифному разряду, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Вер ховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации А.Н. Замашнюк
Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей |