Дело № ВКАПИ15-78

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 27 января 2016 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по делам военнослужащих, первая инстанция
Категория Дела в отношении военнослужащих
Докладчик Замашнюк Александр Николаевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № ВКАПИ15-78

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва 27 января 2016 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н. при секретаре Деньгуб Е.П. с участием прокурора Лиховидова К.С., административного истца Зайнетдинова Х.А., представителей административного ответчика - Министра обороны Российской Федерации по доверенности Ильина А.В. и Стручковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зайнетдинова Х А о признании недействующим аб­ заца второго пункта 173 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г.

№ 2700, в части, касающейся выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за период самовольного оставления воинской части или места военной службы оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности по 1 тарифному разряду,

установил:

приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г.

№ 2700 утверждён Порядок обеспечения денежным довольствием военно­ служащих Вооружённых Сил Российской Федерации (далее - Порядок), ко- торый разработан для реализации положений Федерального закона от 7 но­ ября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и пре­ доставлении им отдельных выплат».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Феде­ рации 12 мая 2012 г. № 24125 и опубликован для всеобщего сведения 28 мая 2012 г. в «Российской газете».

Абзацами первым и вторым пункта 173 Порядка предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за период самовольного оставления воинской части или места военной службы, опре­ делённый в установленном порядке приказом соответствующего командира (начальника), выплачивается оклад по воинскому званию и оклад по воин­ ской должности по 1 тарифному разряду.

Зайнетдинов Х.А., проходящий военную службу по контракту, 22 де­ кабря 2008 г. был уволен с военной службы, но не исключён из списков личного состава воинской части и зачислен в распоряжение командования.

В отношении Зайнетдинова Х.А. в связи с самовольным отсутствием на во­ енной службе воинским должностным лицом был издан приказ об установ­ лении с 1 января 2015 г. выплаты денежного довольствия в соответствии с пунктом 173 Порядка.

Зайнетдинов Х.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 173 Порядка в части, касающейся выплаты военно­ служащим, проходящим военную службу по контракту, за период само­ вольного оставления воинской части или места военной службы оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности по 1 тарифному разря­ ду, утверждая, что оспариваемая норма нарушает его права и социальные гарантии на получение денежного довольствия в период нахождения в рас­ поряжении командования, поскольку не соответствует пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужа­ щих» и пунктам 1, 2 и 28 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г.

№ 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

В судебном заседании Зайнетдинов Х.А. поддержал заявление по из­ ложенным в нём доводам и настаивал на его удовлетворении, уточнив при этом, что после увольнения с военной службы и зачисления в распоряжение начальника Краснодарского высшего военного авиационного училища лёт­ чиков в декабре 2008 года он на службу не прибывал и появлялся в училище эпизодически только для получения денежного довольствия.

Представители Министра обороны Российской Федерации Ильин А.В. и Стручкова Е.А., возражая против доводов административного истца, пояс­ нили, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обо­ роны Российской Федерации в пределах его полномочий и компетенции, официально опубликован, в оспариваемой части не противоречит федераль- ному законодательству, права и свободы Зайнетдинова Х.А. не нарушает, а период самовольного оставления воинской части продолжительностью свыше 10 суток не засчитывается военнослужащим в срок военной службы и такие военнослужащие в течение этого времени не признаются испол­ няющими обязанности военной службы.

Выслушав объяснения административного истца, возражения предста­ вителей Министра обороны Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Лиховидова К.С., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца, Верховный Суд Российской Федера­ ции приходит к выводу о том, что поданное Зайнетдиновым Х.А. админист­ ративное исковое заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 28 мая 1998 г.

№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федераль­ ным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии воен­ нослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Закон), ины­ ми федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных ор­ ганов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных фе­ деральных государственных органов.

Согласно статье 1 Закона данный федеральный закон устанавливает денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослу­ жащим с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

На основании пункта 32 статьи 2 Закона определение порядка обеспе­ чения военнослужащих денежным довольствием отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным за­ коном предусмотрена военная служба.

В соответствии с пунктом 1, подпунктом 43 пункта 7, подпунктами 7, 30 и 43 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федера­ ции, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 авгу­ ста 2004 г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Рос­ сийской Федерации функции, реализует меры правовой и социальной защи­ ты военнослужащих. Министр обороны Российской Федерации решает во­ просы обеспечения прав военнослужащих, предоставления им социальных гарантий и компенсаций, определяет порядок обеспечения военнослужащих Вооружённых Сил денежным довольствием, издаёт приказы.

Во исполнение указанных выше положений нормативных правовых актов в Министерстве обороны Российской Федерации был разработан и ут­ вержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700 Порядок обеспечения денежным довольствием военнослу­ жащих Вооружённых Сил Российской Федерации.

Таким образом, частично оспариваемый административным истцом Порядок утверждён полномочным должностным лицом - Министром обо­ роны Российской Федерации в пределах его компетенции и согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.

Вопреки доводам административного истца оснований утверждать о том, что оспариваемый им абзац второй пункта 173 Порядка в части, ка­ сающейся выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по кон­ тракту, за период самовольного оставления воинской части или места воен­ ной службы оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности по 1 тарифному разряду, нарушает его права и социальные гарантии на по­ лучение денежного довольствия в период нахождения в распоряжении ко­ мандования, не имеется.

Так, согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы и, сле­ довательно, предполагает справедливое вознаграждение за неё.

На основании пункта 1 статьи 3 упомянутого закона для военнослу­ жащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом занимаемых воин­ ских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 28 мар­ та 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» одним из условий прохождения военной службы по контракту является обязанность проходящего военную службу гражданина в течение определённого срока добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанно­ сти военнослужащих, установленные законодательными и иными норма­ тивными правовыми актами Российской Федерации.

Добровольно заключая контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации, военнослужащий тем са­ мым соглашается с условиями оплаты его труда, которые предусмотрены специальными нормативными актами именно для этой категории граждан.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона денежное довольствие военнослу­ жащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.

Пунктом 2 названной статьи Закона определено, что денежное доволь­ ствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состо­ ит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужа­ щего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных до­ полнительных выплат.

Из анализа данных правовых норм следует, что право военнослужа­ щего на материальное обеспечение, включающее в себя право на обеспече­ ние денежным довольствием, обусловлено непосредственным исполнением военнослужащим обязанностей военной службы, а размер получаемого во­ еннослужащим денежного довольствия зависит в том числе и от его личного отношения к исполнению обязанностей военной службы.

На основании статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г.

№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не признаются ис­ полняющими обязанности военной службы военнослужащие при самоволь­ ном нахождении вне расположения воинской части, а в силу пункта 12 ста­ тьи 38 того же закона в срок военной службы не засчитывается время само­ вольного оставления воинской части или установленного за пределами во­ инской части места военной службы независимо от причин оставления про­ должительностью свыше 10 суток.

Согласно пункту 28 статьи 2 Закона Министр обороны Российской Федерации вправе определять порядок выплаты военнослужащим, прохо­ дящим военную службу по контракту, находящимся в распоряжении коман­ дира (начальника), оклада по воинскому званию, оклада по последней зани­ маемой воинской должности и ежемесячной надбавки за выслугу лет.

Реализуя предоставленное ему право и действуя в пределах своих полномочий, Министр обороны Российской Федерации в пунктах 13 и 20 Порядка установил, что оклады по воинским званиям и по воинским долж­ ностям выплачиваются военнослужащим за весь период военной службы по день исключения их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных Порядком, которые в общем виде приведены в разделе 6 этого порядка.

Так, пунктами 152, 153 Порядка урегулирован механизм выплаты де­ нежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в период нахождения их в распоряжении.

Вместе с тем пункты 172 и 173 Порядка регламентируют порядок вы­ платы денежного довольствия военнослужащим в особом (ином) случае - при самовольном оставлении ими воинской части или места военной служ­ бы.

Причём пункт 172 Порядка определяет порядок выплаты денежного довольствия в случае самовольного оставления военнослужащими воинской части или места военной службы свыше 10 суток независимо от причин ос­ тавления, а пункт 173 Порядка - виды окладов и порядок выплат, которые производятся военнослужащим за период самовольного оставления воин­ ской части или места военной службы, то есть указанные пункты регламен­ тируют порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим в осо­ бом случае - при самовольном оставлении воинской части или места служ­ бы вне зависимости от занятия ими должности или нахождения в распоря­ жении.

Таким образом, поскольку время самовольного оставления воинской части военнослужащим не признаётся исполнением обязанностей военной службы, Министр обороны Российской Федерации в пределах предостав­ ленных ему пунктом 32 статьи 2 Закона полномочий в пункте 173 Порядка правомерно определил порядок выплаты денежного довольствия военно­ служащим, проходящим военную службу по контракту, в период самоволь­ ного оставления воинской части или места службы исходя из оклада по во­ инскому званию и оклада по воинской должности по 1 тарифному разряду, в связи с чем довод административного истца о нарушении его права на полу­ чение денежного довольствия как военнослужащего, находящегося в распо­ ряжении, и противоречии оспариваемой нормы пунктам 1, 2, 28 статьи 2 За­ кона является несостоятельным.

По этим же основаниям оспариваемая Зайнетдиновым Х.А. норма По­ рядка не противоречит и пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 28 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку уменьшение раз­ мера получаемого административным истцом денежного довольствия было обусловлено его личными действиями - самовольным отсутствием в воин­ ской части, а порядок обеспечения военнослужащих денежным довольстви­ ем Министр обороны Российской Федерации вправе определять в силу За­ кона.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт не противоречит иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заяв­ ленных требований.

Поскольку частично оспариваемый административным истцом Поря­ док утверждён полномочным должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции, официально опублико­ ван для всеобщего сведения, его пункт 173 в оспариваемой части не проти­ воречит требованиям Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и не нарушает прав и охраняемых законом интересов административного истца и других военнослужащих, проходя- щих военную службу по контракту, на получение денежного довольствия в период самовольного оставления части или места службы, административ­ ный иск удовлетворению не подлежит.

В связи с отказом в удовлетворении иска понесённые судебные расхо­ ды на уплату государственной пошлины возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. 175-180, 213 и 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Зайнетдинова Х - А о признании недействующим абзаца второго пунк­ та 173 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Мини­ стра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700, в части, касающейся выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за период самовольного оставления воинской части или места военной службы оклада по воинскому званию и оклада по воинской долж­ ности по 1 тарифному разряду, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Вер­ ховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации А.Н. Замашнюк

Статьи законов по Делу № ВКАПИ15-78

Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх