Суд | Верховный Суд Российской Федерации |
Дата решения | 25 июня 2014 г., Решение |
Инстанция | Судебная коллегия по делам военнослужащих, первая инстанция |
Категория | Дела в отношении военнослужащих |
Докладчик | Жудро Кирилл Сергеевич |
Электронная копия решения | Скачать |
Решение |
Отрицательное решение
|
Дело № ВКГПИ14-33
г. Москва | 25 июня 2014 г. |
Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Жудро К.С., при секретаре Рябцевой А.И., с участием представителей Министерства обороны Российской Федерации Стручковой Е.А. и Ильина А.В., представляющих по распоряжению Прези дента Российской Федерации его интересы в данном деле, и военного проку рора отдела управления Главной военной прокуратуры Гаврилова А.В., рас смотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Леднева А М о признании незаконной статьи 96 Дисципли нарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495,
Леднев А.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с за явлением о признании незаконной статьи 96 Дисциплинарного устава Воо руженных Сил Российской Федерации в той мере, в которой она позволяет применять к военнослужащему, временно исполняющему обязанности по не занимаемой им воинской должности, дисциплинарное взыскание в виде пре дупреждения о неполном служебном соответствии.
Заявитель утверждает, что эта часть нормативного правового акта на рушает предусмотренные пунктом 2 статьи 10, пунктом 10 статьи 28.2, пунк том 1 статьи 28.4, пунктом 1 статьи 28.5 и пунктом 10 статьи 28.6 Федераль ного закона «О статусе военнослужащих» его права на объективную оценку результатов прохождения военной службы в занимаемой воинской должно- сти, исправление и справедливую меру ответственности за совершенный дисциплинарный проступок, лишает возможности быть назначенным на высшие воинские должности.
Леднев А.М. полагает, что оспариваемая статья устава также противо речит абзацу девятому пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» и не согласуется с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной служ бе».
О времени и месте судебного заседания заявитель извещен надлежа щим образом и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Минобороны России Ильин А.В. и Стручкова Е.А., воз ражая против доводов Леднева А.М., пояснили, что оспариваемый норматив ный правовой акт издан правомочным должностным лицом в пределах его компетенции, опубликован в установленном порядке, не противоречит нор мам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, в том числе перечисленным заявителем, и его права не нарушает.
Исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора Гаври- лова А.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовле творения требований Леднева А.М. В соответствии со статьей 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» Президент Российской Федерации утвер ждает общевоинские уставы.
Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации (да лее - Дисциплинарный устав) утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских ус тавов Вооруженных Сил Российской Федерации».
Данный Указ опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 47, что соответствует положениям пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О по рядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Фе дерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых ак тов федеральных органов исполнительной власти».
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан Пре зидентом Российской Федерации в пределах его полномочий и опубликован для всеобщего сведения в установленном порядке.
Согласно статье 96 Дисциплинарного устава дисциплинарное взыска ние - предупреждение о неполном служебном соответствии - применяется один раз за время пребывания военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в занимаемой штатной воинской должности.
По истечении года после применения этого дисциплинарного взыска ния командир (начальник) в срок до 30 суток принимает решение (ходатайст вует) о снятии данного дисциплинарного взыскания либо, если военнослу жащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, - о снижении это го военнослужащего в воинской должности или досрочном увольнении его с военной службы в установленном порядке.
Военнослужащий может быть представлен к снижению в воинской должности или досрочному увольнению с военной службы до окончания срока действия данного дисциплинарного взыскания в случае систематиче ского нарушения исполнения должностных и (или) специальных обязанно стей.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 28.4 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» дисциплинарное взы скание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок и может применяться в целях предупреждения совершения дисци плинарных проступков к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, и гражданину, призванному на военные сборы.
Каких-либо иных обстоятельств, при которых допускается или запре щается применение данного взыскания к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, статьей 28.4 Федерального закона «О стату се военнослужащих» не предусмотрено.
Не содержится таких ограничений и в иных перечисленных в заявле нии положениях федеральных законов.
Пункт статьи 1 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определяет, какие обстоятельства совершенного дисциплинарного проступка и данные о личности его совершившего учитываются при назначении дисци плинарного взыскания.
Пункт 10 статьи 28.6 того же Федерального закона предусматривает порядок оценки командиром или судьей военного суда доказательств при привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности.
В пункте 10 статьи 28.2 Федерального закона «О статусе военнослу жащих» содержится запрет на унижение личного достоинства, причинение физических страданий и проявление грубости по отношению к военнослу жащему или гражданину, призванному на военные сборы, при привлечении его к дисциплинарной ответственности.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужа щих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гаран тируется назначение на высшие воинские должности с учетом условий за ключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной ос нове, а также право на получение дополнительного профессионального обра зования и увеличение количества социальных гарантий и размера компенса ций в соответствии с полученной квалификацией и сроком военной службы.
В абзаце девятом пункта статьи 3 Федерального закона от 27 1 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» предусмотрено, что одним из основных принципов построения и функциони рования системы государственной службы является профессионализм и ком петентность государственных служащих.
Особых прав и гарантий военнослужащего, временно исполняющего обязанности по воинской должности, которую он не занимает, при привлече нии к дисциплинарной ответственности и применении дисциплинарного взы скания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, а также ограничений полномочий командиров и начальников, применяющих это взы скание, названные правовые нормы не предусматривают.
Пункт 1 статьи 42 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что военнослу жащий может занимать только одну воинскую должность, но не определяет условия привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности в зависимости от занимаемой или временно исполняемой воинской должности.
Таким образом, следует признать, что статья 96 Дисциплинарного ус тава не противоречит положениям нормативных правовых актов, указанных Ледневым А.М. Не установлено судом ее противоречия и иным норматив ным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 статьи 43 Федерального закона «О воинской обя занности и военной службе» на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по равной или высшей воинской долж ности, которую он не занимает, с освобождением его от исполнения обязан ностей по занимаемой воинской должности - на срок, определяемый Поло жением о порядке прохождения военной службы.
Статьей 12 Положения о порядке прохождения военной службы, ут вержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, определен порядок возложения в связи со служебной необходимо стью на военнослужащего временного исполнения обязанностей по вакант ной или невакантной равной или высшей воинской должности, которую он не занимает.
По смыслу данной правовой нормы, во взаимосвязи со статьей 32 Фе дерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и статьей 4 Положения о порядке прохождения военной службы, временное исполнение возложенных по приказу командира (начальника) обязанностей по не зани маемой воинской должности относится к тем обязательствам, которые при нимает на себя военнослужащий при заключении контракта о прохождении военной службы.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение военнослужащим обя занностей военной службы, в том числе приказов командиров и начальников, в соответствии с пунктом статьи 1 28.2 и пунктом 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» может быть расценено как нарушение воинской дисциплины и невыполнение условий контракта и служить основа нием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.
Что касается возможности применения к военнослужащему, временно исполняющему обязанности по не занимаемой им штатной воинской долж ности, конкретного дисциплинарного взыскания, в частности, предупрежде ния о неполном служебном соответствии, то вопрос об этом подлежит раз решению в процессе правоприменительной деятельности с учетом закреп ленных в статье 96 Дисциплинарного устава положений о том, что это взы скание применяется один раз за время пребывания военнослужащего в зани маемой штатной воинской должности и может повлечь последующее его снижение в этой должности в случае систематического нарушения исполне ния должностных и (или) специальных обязанностей.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или дру- гому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявле ния.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Рос сийской Федерации
В удовлетворении заявления Леднева А М о призна нии незаконным статьи 96 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Рос сийской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федера ции от 10 ноября 2007 г. № 1495, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верхов ного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации К.С. Жудро
Статья 90. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения | |
ГПК РФ | Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта |