Дело № ГКПИ08-1588

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 1 сентября 2008 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Толчеев Николай Кириллович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №ГКПИ08-1588

01 сентября 2008 года

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Н.К. Толчеева

при секретаре К.А. Якиной

с участием прокурора Л.Е. Степановой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лисицына Сергея Яковлевича о признании недействующим Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, в части не включения в раздел XXXIII «Общие профессии» профессии машиниста двигателей внутреннего сгорания стационарных электростанций мощностью свыше 500 киловатт,

 

установил:

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» утверждены: Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список № 1); Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список № 2).

Пунктом 1 постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. №517 установлено, что указанные Списки применяются на территории РСФСР при назначении гражданам пенсии в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

С.Я. Лисицын обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Списка № 2, просит признать противоречащим законодательству пункт 1 постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517 в части не включения в раздел XXXIII «Общие профессии» (раздел содержится в Списке № 2) профессии машиниста двигателей внутреннего сгорания стационарных электростанций мощностью свыше 500 киловатт. Заявитель ссылается на то, что в мае 2007 г. по достижении 50-летнего возраста обратился с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и статьи 28 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в его просьбе было отказано по мотиву отсутствия необходимого стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, при этом в специальный стаж не был зачтен со ссылкой на Список № 2 период его работы со 2 июня 1994 г. по 30 апреля 1999 г. машинистом электростанции в ОАО «Устьваеньгский КЛСП».

Таким образом, С.Я. Лисицын фактически оспаривает в части раздел XXXIII «Общие профессии» Списка № 2, примененного в отношении него на основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537. Свои требования он мотивирует тем, что профессия машиниста двигателей внутреннего сгорания стационарных электростанций мощностью свыше 500 киловатт была предусмотрена в разделе XXXII Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, условия труда машиниста с 1956 г. по 1991 г., а также в период его работы машинистом с 1994 г. по 1999 г., не изменились, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определил порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, поэтому условия приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии должны быть аналогичны условиям, предусмотренным прежним законодательством, отсутствие в Списке № 2 указанной профессии нарушает его пенсионные права.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, уполномоченное поручением от 16 июля 2008 г. № СС-П12-4274 представлять интересы Правительства Российской Федерации, считает требования С.Я. Лисицына необоснованными, указывая на то, что Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, которое было установлено законодательством, действовавшим на момент принятия названного Закона, Правительство Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий установило, что к работникам, занятым на подземных работах, в горячих цехах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, применяются Списки № 1 и № 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, которые не включали профессию «машинист двигателя внутреннего сгорания», действовали на территории РСФСР и ранее в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. №517.

С.Я. Лисицын в судебное заседание, о котором извещен надлежащим образом, не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения представителей Правительства Российской Федерации А.Л. Германовой и В.Г. Белякина, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Л.Е. Степановой, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В пункте 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплены условия сохранения приобретенного гражданами на основании законодательства, действовавшего до вступления этого Закона в силу, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время проработали на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также на иных работах с особыми условиями труда.

При этом в данном пункте не указаны периоды работы, включаемые в специальный трудовой стаж, как и критерии отнесения к такому стажу соответствующих периодов работы с особыми условиями труда.

Право утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий делегировано Правительству Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 названного Федерального закона).

В соответствии с предоставленными полномочиями Правительство Российской Федерации постановлением от 18 июля 2002 г. № 537 сохранило действие Списков № 1 и № 2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, применявшихся на территории Российской Федерации на момент вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» -1 января 2002 г.

Указанные Списки применялись на территории РСФСР до 1 января 2002 г. на основании пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517, которое было издано в пределах компетенции, определенной статьей 83 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» и не противоречило этому Закону.

Довод заявителя о несоответствии пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР требованиям Конституции Российской Федерации не имеет значения по настоящему делу, поскольку проверка конституционности постановлений высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и не может осуществляться судом общей юрисдикции (статья 125 Конституции Российской Федерации, часть 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Необоснованна и ссылка заявителя на действовавшее до 1 января 1992 года правовое регулирование (Список № 1 и Список № 2, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173), согласно которому профессия машиниста двигателей внутреннего сгорания стационарных электростанций мощностью свыше 500 киловатт была указана в Списке № 2. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 были утверждены новые Список № 1 и Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Эти Списки, введенные в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г., применялись при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда на основании пунктов «а» и «б» части первой статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 27).

После принятия постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 января 1992 г. не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях по Списку № 2. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Из пояснений представителя Правительства Российской Федерации В.Г. Белякина следует, что Список № 1 и Список № 2 были пересмотрены в 1991 г. не произвольно, а с учетом результатов работы комиссии, с участием профсоюзов, заинтересованных министерств и ведомств.

Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности машиниста двигателей внутреннего сгорания стационарных электростанций мощностью свыше 500 киловатт применительно к льготному пенсионному обеспечению согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П).

Следовательно, Правительство Российской Федерации сохранило действие Списка № 2 на территории Российской Федерации в соответствии с законом и в пределах предоставленных ему полномочий, раздел XXXIII «Общие профессии» этого Списка федеральному закону не противоречит.

При таком положении согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

в удовлетворении заявления Лисицына Сергея Яковлевича отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Статьи законов по Делу № ГКПИ08-1588

Статья 125. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей
ГПК РФ Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

не в сети
Фото юриста
Дунькова Элла
г. Владикавказ
ответов за неделю: 8
Телефон: WhatsApp: +79627437356
не в сети
Фото юриста
Горячев Игорь Иванович
г. Мурманск
ответов за неделю: 4
Телефон: +79113243561


Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх