Дело № ГКПИ09-965

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 18 августа 2009 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Емышева Валентина Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №ГКПИ09-965

от 18 августа 2009 года

 

судьи Верховного Суда . „

Российской Федерации

при секретаре Е.Ю. Гудковой

с участием прокурора A.B. Федотовой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Самуйленкова [скрыто] о признании частично недействующими пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. № 914 «Об индексации в 2009 году размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пунктов 1 и 14 Приложения № 1 и пункта 2 Приложения № 2 к данному Постановлению,

 

установил:

 

Правительством Российской Федерации принято постановление от 21 декабря 2007 г. № 914 «Об индексации в 2009 году размеров компенсации иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Постановление). Постановление опубликовано в «Российской газете», № 293, 28 декабря 2007 г.

Пунктом 1 данного Постановления установлено, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», осуществить с 1 января 2009 г. индексацию с применением коэффициента 1,13 размеров следующих компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: ежемесячные, ежегодные и единовременные компенсации и иные выплаты, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся

воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно приложениям № 1 и 2; ежемесячная денежная компенсация и ежемесячная денежная сумма, установленные частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Приложением № 1 к Постановлению определен размер ежемесячной денежной компенсации с учетом индексации на приобретение продовольственных товаров (пункт 13 части первой статьи 14 Закона) с 1 января 2009 года в размере 538, 43 руб. (пункт 1); размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой статьи 14 Закона) с 1 января 2009 года с учетом индексации: инвалидам I группы - 11258, 04 руб., инвалидам II группы - 5629, 03 руб., инвалидам III группы - 2251, 6 руб. (пункт 14).

Пунктом 2 Приложения № 2 к Постановлению определен размер ежегодной компенсации за вред здоровью (часть первая статьи 39 Закона) с 1 января 2009 года с учетом индексации: инвалидам I и II групп 897, 39 руб., инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы) - 717, 91 руб.

Самуйленков В.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 1 Постановления, пунктов 1 и 14 Приложения № 1 и пункта 2 Приложения № 2 к данному Постановлению в части, исключающей применение установленного этими нормами механизма индексации к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым размеры соответствующих выплат ранее были установлены в соответствии с судебными решениями, принятыми в период со дня вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 11 -П (19 июня 2002 года) до дня вступления в силу Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 12441 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон) (29 мая 2004 года).

По мнению заявителя, оспариваемые положения противоречат части третьей статьи 5 Закона и нарушают его право на индексацию компенсационных выплат, установленных решением суда.

В судебном заседании заявитель и его представитель Миту сов В.Н. поддержали заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству

здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 23 июля 2009 года № СС-П12-4178).

Представители Правительства Российской Федерации Прохорова О.Н. и Сарвадий М.В. возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что Постановление принято в соответствии с Законом и Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», не содержит каких-либо ограничений в части индексации выплат и компенсаций, назначенных судебными решениями и не нарушает прав заявителя на индексацию компенсационных выплат, присужденных ему решением суда, поскольку самостоятельное регулирование индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, содержащимися в нем правилами, не осуществляется.

Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой A.B., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью первой статьи 3 Закона (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате Чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, гарантируются ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей; ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей (пункты 13, 15 части первой статьи 14 Закона); ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, в размере 250 рублей независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности) (пункт 4 части первой статьи 15 Закона); ежегодная компенсация за вред здоровью вследствие

чернобыльской катастрофы в размере: инвалидам I и II групп - 500 рублей; инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, - 400 рублей (часть первая статьи 39 Закона).

Согласно части третьей статьи 5 Закона, статье 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры выплат гражданам, установленные Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими постановлениями начиная с 2004 года ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» прогнозируемый уровень инфляции (потребительских цен) на 2009 год утвержден в размере, не превышающем 13 процентов.

Оспариваемым Постановлением Правительством Российской Федерации утвержден порядок индексации выплат и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в 2009 году. Установленные пунктом 1 данного Постановления коэффициент 1,13, а также размеры ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров (пункт 1 Приложения № 1), ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью (пункт 14 Приложения №1), ежегодной компенсации за вред здоровью (пункт 2 Приложения № 2) соответствуют установленному законом уровню инфляции и, следовательно, не противоречат части третьей статьи 5 Закона.

Устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии с приведенными выше нормами законодательства, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными законами не предусмотрено.

Доводы заявителя о том, что оспариваемые нормы Постановления исключают применение установленного этими нормами механизма индексации к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым размеры соответствующих выплат ранее были

установлены в соответствии с судебными решениями, суд считает необоснованными.

Оспариваемое Постановление не устанавливает круг лиц, на который распространяется его действие. И, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 декабря 2007 г. № 879-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Лебедянского районного суда Липецкой области о проверке конституционности постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» постановления, устанавливающие правила индексации, как направленные на конкретизацию размеров индексации и на определение сроков ее проведения, какие-либо права граждан не нарушают, поскольку самостоятельное регулирование индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, содержащимися в них правилами, не осуществляется.

В связи с чем довод заявителя о том, что оспариваемый нормативный акт принят Правительством Российской Федерации с превышением полномочий, является необоснованным.

Оспариваемые Самуйленковым В.В. положения Постановления направлены на обеспечение антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и права заявителя не нарушают. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление механизма индексации сумм возмещения вреда и компенсационных выплат для граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, и ее критериев является прерогативой законодателя (постановление от 19 июня 2002 г. № 11 -П, определения от 25 марта 2003 г. № 49-0, от 4 октября 2005 г. № 364-0).

Неправильное толкование и применение правоприменителями оспариваемых правовых норм не является основанием для признания нормативного правового акта недействующим.

Таким образом, оспариваемые заявителем нормы основаны на законе и не противоречат ему, постановление издано высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах своей компетенции, и не нарушает прав и свобод заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

заявление Самуйленкова [скрыто] о признании частично

недействующими пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. № 914 «Об индексации в 2009 году размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пунктов 1 и 14 Приложения № 1 и пункта 2 Приложения № 2 к данному Постановлению, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

I_ В.А. Емышева

Статьи законов по Делу № ГКПИ09-965

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх