Дело № ГКПИ11-1835

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 7 декабря 2011 г., Решение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция
Категория Административные дела
Докладчик Петрова Татьяна Анатольевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №ГКПИ11-1835

от 7 декабря 2011 года

 

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

недействующими подпункта «ж» пункта 5 и подпункта «и» пункта 6 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2009г. № 906н,

 

установил:

 

подпункт «ж» пункта 5, подпункт «и» пункта 6 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцразвития России) от 17 ноября 2009 г. № 906н, устанавливают, что бюро и главные бюро медико-социальной экспертизы определяют причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.

Шаляпина Г.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими указанных нормативных предписаний в части, допускающей отказ федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в даче заключения о причине смерти лица, участника

ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа призванных на специальные сборы военнообязанных, не имевших статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы. Полагает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривает определение бюро и главным бюро медико-социальной экспертизы причин смерти лиц, не имевших статуса инвалида, нарушает ее право на получение мер социальной поддержки в виде пенсии по случаю потери кормильца, ее мужа - участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Шаляпина Г.А., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Минздравсоцразвития России, Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указали, что оспариваемые нормативные предписания воспроизводят положения пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», приняты в пределах компетенции, прав заявителя не нарушают.

Выслушав возражения представителей Минздравсоцразвития России Сарвадий М.В., Шароновой В.Н. и Министерства юстиции Российской Федерации Османовой И.А., Майнуленко А.Г., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановлением от 30 июня 2004 г. № 321 утвердило Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации и наделило министерство полномочиями определить порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (пункт 5.2.100.33). Реализуя указанные полномочия, Минздравсоцразвития России приняло оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт, который зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2009 г., регистрационный № 15899, опубликован в «Российской газете» 18 января 2010 г.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с возмещением вреда здоровью граждан, причиненного чернобыльской катастрофой, является Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определивший государственную политику в области социальной поддержки граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации

последствий этой катастрофы (статья 1), и гарантирующий гражданам Российской Федерации предоставление мер социальной поддержки, в том числе семьям умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (часть первая статьи 3, часть вторая статьи 4, часть вторая статьи 15); а также назначение пенсии по случаю потери кормильца -участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой -как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте) ( пункт 3 части первой статьи 29).

Определяя круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» условия и порядок ее назначения не устанавливает.

Регулирование данных правоотношений осуществляется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которым предусмотрено право нетрудоспособных членов семей на получение пенсии по случаю потери кормильца из числа граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (подпункты 1, 2, 3,11 пункта 1 статьи 10).

В соответствии с данной нормой условием назначения пенсии является принадлежность кормильца к какой-либо категории лиц в ней указанных независимо от причины его смерти.

Для назначения пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы требуется установление причинной связи смерти кормильца с военной травмой (подпункт 1 пункта 4 статьи 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации).

Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определяет, что установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями (часть седьмая статьи 24).

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным утвердить положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, является Минздравсоцразвития России

(пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2004 г. № 585).

Положением о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 21 апреля 2005 г. № 289, на межведомственные экспертные советы возлагаются функции по проведению экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов; принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов (пункт 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утвержден ряд правил предоставления мер социальной поддержки конкретным категориям получателей, отдельные положения которых прямо предусматривают необходимость предоставления копии заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы для реализации указанных мер, в том числе для выплаты единовременной компенсации, предусмотренной частью четвертой статьи 39 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Из приведенных норм следует, что возникновение у членов семьи умершего права на отдельные меры социальной поддержки и на пенсионное обеспечение вследствие военной травмы связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой.

Приобретение указанного специального правового статуса осуществляется в рамках особой процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов, а также принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов. Действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих установление данной связи какими-либо другими органами, кроме межведомственных экспертных советов или военно-врачебных комиссий.

Следовательно, оспариваемые заявителем нормативные предписания с учетом их места в системе действующего правового регулирования не являются препятствием для реализации права на пенсионное обеспечение граждан, из числа перечисленных в пункте 3 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,

поскольку вопрос установления причинной связи смерти с воздействием радиационных факторов урегулирован законодателем. С учетом компетенции межведомственных экспертных советов (военно-врачебных комиссий) по принятию решения о наличии или отсутствии причинной связи смерти с воздействием радиационных факторов в отношении всех категорий лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, эти предписания, воспроизводящие положения пункта 6 статьи 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не вступают в противоречие со статьей 19 Конституции Российской Федерации и не носят дискриминационный характер.

Ссылка заявителя на пункты 9.1, 32 постановления Минтруда Российской Федерации № 16 и Пенсионного Фонда Российской Федерации № 19па от 27 февраля 2002 г. «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не влияет на законность оспариваемых предписаний. Нормативные правовые акты, регулирующие различные отношения, имеющие одинаковую юридическую силу, не могут проверяться на соответствие друг другу.

С учетом изложенного оспариваемые нормативные предписания действующему законодательству не противоречат и прав заявителя не нарушают.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

в удовлетворении заявления Шаляпиной [скрыто] о

признании частично недействующими подпункта «ж» пункта 5 и подпункта «и» пункта 6 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2009г. № 906н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Т.А.Петрова

Статьи законов по Делу № ГКПИ11-1835

Статья 19. Все равны перед законом и судом

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх