Дело № 1-КГ15-12

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 18 января 2016 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Категория Гражданские дела
Докладчик Жубрин Михаил Александрович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 1-КГ15-12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 18 января 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоФролкиной СВ.,
судейЖубрина М.А., Кириллова ВС.

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 января 2016 г. гражданское дело по иску Борского А В к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Устьянскому району Архангельской области о признании незаконным приказа в части установления выслуги лет в льготном исчислении, возложении обязанности пересоставить расчёт выслуги лет на пенсию по кассационной жалобе представителя отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Устьянскому району Архангельской области Есманского Д Ю на решение Устьянского районного суда Архангельской области от 1 декабря 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 16 февраля 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., объяснения представителей отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Устьянскому району Архангельской области по доверенности Марьяна Г.В., Костина А.Ф., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Борский А.В. обратился в суд с иском к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Устьянскому району Архангельской области о признании незаконным приказа в части установления выслуги лет в льготном исчислении, возложении обязанности пересоставить расчёт выслуги лет на пенсию.

В обоснование заявленного иска Борский А.В. ссылался на то, что в период с 18 июня 2001 г. по 28 июля 2014 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. 28 июля 2014 г. на основании приказа начальника отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Устьянскому району Архангельской области (далее - ОМВД России по Устьянскому району) от 24 июля 2014 г. № 168 л/с он был уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Согласно расчёту ОМВД России по Устьянскому району выслуга лет Борского А.В. в льготном исчислении составила 23 года 1 месяц 26 дней. При этом период прохождения Борским А.В. срочной военной службы в составе Вооружённых Сил Российской Федерации с 1 февраля по 2 августа 1996 г., когда им выполнялись задания по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории Северо-Кавказского региона, включён в выслугу лет в календарном исчислении.

Не согласившись с расчётом выслуги лет и полагая, что указанный период прохождения срочной военной службы в составе Вооружённых Сил Российской Федерации должен быть включён не в календарном, а в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за три месяца, Борский А.В. просил суд признать незаконным приказ начальника ОМВД России по Устьянскому району от 24 июля 2014 г. № 168 л/с в части определения продолжительности выслуги лет в льготном исчислении, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчёт выслуги, включив в неё период прохождения срочной военной службы (службы по призыву) в Вооружённых Силах Российской Федерации с 1 февраля по 2 августа 1996 г. в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за три месяца, внести соответствующие изменения в приказ начальника ОМВД России по Устьянскому району от 24 июля 2014 г. № 168 л/с и направить в отдел пенсионного обеспечения Центра финансового обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области выписку из приказа.

Решением Устьянского районного суда Архангельской области от декабря 1 2014 г. исковые требования Борского А.В. удовлетворены.

Приказ начальника ОМВД России по Устьянскому району от 24 июля 2014 г. № 168 л/с в части определения Борскому А.В. на 28 июля 2014 г.

выслуги лет в льготном исчислении - 23 года 1 месяц 26 дней - признан незаконным. На ОМВД России по Устьянскому району возложена обязанность пересоставить расчёт выслуги лет Борского А.В. по состоянию на 28 июля 2014 г., определив период службы по призыву в Вооружённых Силах Российской Федерации в войсковой части с 1 февраля по 2 августа 1996 г. в льготном исчислении: один месяц военной службы за три месяца, при этом в графе выслуга лет указать: «коэффициент» - «3» вместо «1», «льготных лет, месяцев» - «1-6-3» вместо «0-6-1». На ОМВД России по Устьянскому району возложена обязанность внести изменения в часть 1 приказа от 24 июля 2014 г. № 168 л/с в части определения выслуги лет Борскому А.В. в льготном исчислении, установив на 28 июля 2014 г. выслугу лет в льготном исчислении - «24 года 1 месяц 26 дней» вместо «23 года 1 месяц 26 дней». С ОМВД по Устьянскому району в доход бюджета МО «Устьянский муниципальный район» взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 16 февраля 2015 г. решение Устьянского районного суда Архангельской области от 1 декабря 2014 г. отменено в части взыскания с ОМВД России по Устьянскому району государственной пошлины в размере 200 рублей, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ОМВД России по Устьянскому району по доверенности Есманского Д.Ю. ставится вопрос об отмене решения Устьянского районного суда Архангельской области от 1 декабря 2014 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 16 февраля 2015 г., как незаконных, и принятии нового решения об отказе в иске.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя ОМВД России по Устьянскому району судьёй Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 25 августа 2015 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 7 декабря 2015 г.

кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явился истец Борский А.В., о причинах неявки не сообщил, направил письменные возражения на кассационную жалобу, в которых выражает несогласие с приведёнными в жалобе доводами. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций и выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 21 ноября 1994 г.

Борский А.В. был призван на военную службу в Вооружённые Силы Российской Федерации, в период с 14 апреля 1995 г. по 15 августа 1996 г.

проходил службу в войсковой части в должности . В период с 1 февраля по 2 августа 1996 г. истец принимал участие в выполнении задания по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории Чеченской Республики, имеет государственные награды, является ветераном боевых действий.

С 18 июня 2001 г. по 28 июля 2014 г. Борский А.В. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

На основании приказа начальника ОМВД по Устьянскому району от 24 июля 2014 г. № 168 л/с отделения ГИБДД ОМВД России по Устьянскому району Борский А.В. был уволен 28 июля 2014 г. по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Этим же приказом по состоянию на 28 июля 2014 г. Борскому А.В. определена выслуга лет, которая составила в календарном исчислении 16 лет 8 месяцев 21 день, в льготном исчислении - 23 года 1 месяц 26 дней.

При этом период выполнения задания по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории Северо-Кавказского региона во время прохождения военной службы по призыву с 1 февраля по 2 августа 1996 г. засчитан в выслугу лет Борского А.В. в календарном исчислении.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Борского А.В., суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах» и, установив, что во время прохождения срочной военной службы (службы по призыву) Борский А.В. с 1 февраля по 2 августа 1996 г. находился на территории Северо-Кавказского региона, непосредственно участвовал в боевых действиях в зоне вооружённого конфликта и выполнял служебно-боевые задачи, в связи с чем был награждён боевой наградой за мужество и отвагу, проявленные при выполнении специального задания, пришёл к выводу о том, что истец имеет право на включение в выслугу лет периода военной службы по призыву с 1 февраля по 2 августа 1996 г. в льготном исчислении из расчёта один месяц военной службы за три месяца.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав также, что фактическое участие военнослужащего срочной военной службы Борского А.В. в боевых действиях в зоне вооружённого конфликта и выполнение им служебно-боевых задач в местностях, отнесённых к территории, объявленной зоной вооружённого конфликта, является основанием для признания за истцом права на назначение пенсии за выслугу лет с включением в выслугу лет для назначения пенсии периода прохождения им срочной военной службы (службы по призыву) в Вооружённых Силах Российской Федерации с 1 февраля по 2 августа 1996 г. в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за три месяца.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведённые выводы судебных инстанций о наличии у Борского А.В. права на установление выслуги лет с учётом включения периода срочной военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации в условиях вооружённого конфликта из расчёта один месяц службы за три месяца основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, устанавливающих обязательные условия предоставления военнослужащим указанной гарантии.

Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (далее - Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1), на который в обоснование своих выводов ссылались суды первой и апелляционной инстанций, устанавливает, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (части 1 и 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1).

Между тем названный закон не регламентирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).

В частности, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г.

№ 4468-1 и Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах.

В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооружённых Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г.

№ 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооружённых силах и воинских формированиях, указанных в пункте «а» статьи 1 данного закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Абзацем первым пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941), изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачёту в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлечённых к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.

Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5481/1-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» указано, что при применении части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах» в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьёй 94 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.

Из содержания приведённых нормативных положений в их системном толковании следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и выполняющим аналогичные задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Поскольку Борский А.В. в период с 1 февраля по 2 августа 1996 г.

проходил военную службу в зоне вооружённого конфликта по призыву и пенсия ему назначена не в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а на основании статей 1, 2 части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 и с учётом положений постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, то в силу абзаца первого пункта 5 названного постановления данный период военной службы подлежит зачёту в выслугу лет для назначения ему пенсии в календарном исчислении.

Между тем судебными инстанциями в нарушение подлежащих применению к спорным отношениям норм права на ОМВД России по Устьянскому району была возложена обязанность произвести перерасчёт выслуги лет Борского А.В., включив указанный выше период прохождения им военной службы по призыву в Вооружённых Силах Российской Федерации в льготном исчислении (один месяц военной службы за три месяца).

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия считает выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении исковых требований Борского А.В. не соответствующими положениям Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1, Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 и постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г.

№941.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными, они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ОМВД России по Устьянскому району, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанции установлены, однако судами первой и апелляционной инстанций неправильно истолкованы подлежащие применению к спорным отношениям нормы материального права, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Борского А.В. отказать.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Устьянского районного суда Архангельской области от 1 декабря 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 16 февраля 2015 г.

отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Борского А к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Устьянскому району Архангельской области о признании незаконным приказа в части установления выслуги лет в льготном исчислении, возложении обязанности пересоставить расчёт выслуги лет на пенсию.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 1-КГ15-12

ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 952 292-75-45
не в сети
Фото юриста
Петрова Татьяна Евгеньевна
г. Екатеринбург
ответов за неделю: 1

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх