Дело № 10-АД16-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 18 февраля 2016 г., Постановление
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 10-АД16-2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Москва 18 февраля 2016 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу главы муниципального казенного учреждения администрация Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области (далее - МКУ администрация Среднешунского сельского поселения, администрация) Фаляхутдинова М М на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Вятскополянского района и г. Вятские Поляны по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД Вятскополянского района и г. Вятские Поляны ГУ МЧС России по Кировской области от 22 мая 2015 г. № 47, решение судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 24 июня 2015 г., решение судьи Кировского областного суда от 4 августа 2015 г. и постановление заместителя председателя Кировского областного суда от 22 октября 2015 г., вынесенные в отношении главы МКУ администрация Среднешунского сельского поселения Фаляхутдинова М М по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Вятскополянского района и г. Вятские Поляны по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД Вятскополянского района и г. Вятские Поляны ГУ МЧС России по Кировской области от 22 мая 2015 г. № 47 глава МКУ администрация Среднешунского сельского поселения Фаляхутдинов М.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 тысяч рублей.

Решением судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 24 июня 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Кировского областного суда от 4 августа 2015 г. и постановлением заместителя председателя Кировского областного суда от 22 октября 2015 г., постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Фаляхутдинов М.М. просит отменить постановления, вынесенные в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно пункту 9 части и части 3 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. № 357-ФЗ) (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности) к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В силу статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.

В соответствии со статьей 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (части 1, 2 статьи 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).

Частями 1, 2 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.

В соответствии с пунктом 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 (далее - Правила противопожарного режима), органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона о пожарной безопасности.

В силу пункта 9.4 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г.

№ 178 (далее - СП 8.13130.2009), водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.

Согласно статье 38 Федерального закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, в период с 14 по 24 апреля 2015 г. заместителем начальника ОНД Вятскополянского района и г. Вятские Поляны ГУ МЧС России по Кировской области на основании распоряжения от 19 марта 2015 г. № 29 (л.д. 34) в отношении администрации была проведена плановая выездная проверка на предмет реализации полномочий органами местного самоуправления в области пожарной безопасности.

В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе установлено, что: - в нарушение статей 6, 63, 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пункта 80 Правил противопожарного режима, населенные пункты д.

Сосмак, д. Средние Шуни, д. Нижние Шуни Среднешунского сельского поселения не обеспечены требуемым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, отвечающих установленным требованиям пожарной безопасности; - в нарушение статьи 19 Федерального закона о пожарной безопасности, статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пункта 9.4 СП 8.13130.2009, пункта 80 Правил противопожарного режима естественные наружные источники противопожарного водоснабжения (реки, запруды) не имеют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года для забора воды.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 24 апреля 2015 г. № 29 (л.д. 13-15).

22 мая 2015 г. заместителем главного государственного инспектора Вятскополянского района и г. Вятские Поляны по пожарному надзору в отношении главы администрации Фаляхутдинова М.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 9-10).

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения его к административной ответственности, установленной данной нормой.

Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 9-10), предписанием по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (л.д. 11-12), актом проверки (л.д. 13-15), распоряжением о проведении проверки (л.д. 34), показаниями заместителя начальника ОНД Вятскополянского района и г. Вятские Поляны ГУ МЧС России по Кировской области Ермакова С.А. (л.д. 36-37, 39-40) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции в органах местного самоуправления.

Таким образом, глава МКУ администрация Среднешунского сельского поселения Фаляхутдинов М.М., будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В настоящей жалобе Фаляхутдинов М.М. утверждает, что в его бездействии нет вины, нарушения требований пожарной безопасности имеют место в связи с отсутствием бюджетного финансирования, при этом им приняты все возможные меры к получению денежных средств для выполнения требований пожарной безопасности.

Данный довод не может повлечь признание состоявшихся по делу постановлений незаконными.

Согласно статье 10 Федерального закона о пожарной безопасности финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

В материалах дела имеется справка от июня 2015 1 г. № 211-03-16, подписанная главой администрации Фаляхутдиновым М.М., из которой следует, что в бюджете муниципального образования на 2015 год запланированы расходы только на оплату коммунальных услуг, труда работников и служащих, сверх которых не представляется возможным изыскать денежные средства на обеспечение первичных мер пожарной безопасности сельского поселения (л.д. 16).

При этом материалы дела позволяют сделать вывод о том, что главой администрации своевременно не вносилось предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления в области пожарной безопасности. Документов, которые могли бы свидетельствовать об обратном, не имеется.

Как следует из материалов дела, только после проведения проверки и выявления нарушений требований пожарной безопасности Фаляхутдинов М.М. обратился к главе Вятскополянского района с ходатайством о выделении дополнительных ассигнований для устранения уже выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности согласно выданному предписанию (л.д. 17), в предоставлении которых было отказано.

Однако для соблюдения требований пожарной безопасности глава администрации не был лишен возможности привлечь иные средства, на что указано, в том числе и в ответе главы Вятскополянского района на ходатайство о выделении дополнительных ассигнований, предложено изыскать собственные резервы в виде привлечения дополнительных доходов или сокращения расходов (л.д. 18).

Таким образом, установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что Фаляхутдиновым М.М. не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для соблюдения требований пожарной безопасности и привлечения необходимых для исполнения требований законодательства денежных средств.

Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения главы администрации от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.

Положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной Федеральным законом от 5 октября 2015 г. № 288-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы.

Постановление о привлечении Фаляхутдинова М.М. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Фаляхутдинову М.М. в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по настоящему делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление заместителя главного государственного инспектора Вятскополянского района и г. Вятские Поляны по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД Вятскополянского района и г. Вятские Поляны ГУ МЧС России по Кировской области от 22 мая 2015 г. № 47, решение судьи Вятскополянского районного суда Кировской области от 24 июня 2015 г., решение судьи Кировского областного суда от 4 августа 2015 г. и постановление заместителя председателя Кировского областного суда от 22 октября 2015 г., вынесенные в отношении главы МКУ администрация Среднешунского сельского поселения Фаляхутдинова М.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Фаляхутдинова М.М. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П. Меркулов

Статьи законов по Делу № 10-АД16-2

КоАП РФ Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности
КоАП РФ Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц
КоАП РФ Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
КоАП РФ Статья 26.11. Оценка доказательств
КоАП РФ Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
КоАП РФ Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Типовые договорыТиповые договоры

Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх