Дело № 10-Г11-15

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 2 ноября 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №10-Г11-15

от 2 ноября 2011 года

 

председательствующего Хаменкова В.Б.,

при секретаре Аверине A.B. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе правительства Кировской области на решение Кировского областного суда от 12 августа 2011 года, которым признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу решения суда пункты 2.4 и 3.2 Положения о порядке предоставления компенсации расходов за проезд транспортом междугородного сообщения и установку телефона реабилитированным лицам, утвержденного постановлением правительства Кировской области от 22 декабря 2004 года № 24/271, в части слов «справка из управления (отдела) Пенсионного фонда Российской Федерации с указанием первоначального срока назначения пенсии и пенсионное удостоверение; справка, подтверждающая факт установления инвалидности».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения представителя правительства Кировской области Авакяна Э.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Заместитель прокурора Кировской области обратился в Кировский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части пунктов 2.4 и 3.2 Положения о порядке предоставления компенсации расходов за проезд транспортом междугородного сообщения и установку телефона реабилитированным лицам,

утвержденного постановлением правительства Кировской области от 22 декабря 2004 года № 24/271, полагая, что этими пунктами установлен иной по сравнению с федеральным законодательством (статьей 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий») круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки.

По мнению прокурора, оспариваемые нормы сужают круг реабилитированных лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате проезда транспортом междугородного сообщения и установке телефона, ограничивая его лишь пенсионерами и инвалидами.

Решением Кировского областного суда от 12 августа 2011 года заявление заместителя прокурора Кировской области удовлетворено.

В кассационной жалобе правительства Кировской области ставится вопрос об отмене названного решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что 22 декабря 2004 года принято постановление правительства Кировской области № 24/271, которым утверждено Положение о порядке предоставления компенсации расходов за проезд транспортом междугородного сообщения и установку телефона реабилитированным лицам.

Согласно пунктам 2.4 и 3.2 названного Положения к заявлениям о назначении компенсации расходов за проезд транспортом междугородного сообщения и за установку телефона прилагаются в числе других документов справка из управления (отдела) Пенсионного фонда Российской Федерации с указанием первоначального срока назначения пенсии и пенсионное удостоверение; справка, подтверждающая факт установления инвалидности.

Пункты 2.4 и 3.2 Положения оспариваются заместителем прокурора Кировской области в части слов «справка из управления (отдела) Пенсионного фонда Российской Федерации с указанием первоначального срока назначения пенсии и пенсионное удостоверение; справка, подтверждающая факт установления инвалидности».

Разрешая его заявление, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку установил, что оспариваемые нормы сужают установленный федеральным законодательством круг реабилитированных лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки.

Судебная коллегия находит вывод суда правильным, исходя из следующего.

Статья 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» предусматривает, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской

Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Согласно преамбуле к Закону РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 его целью является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Таким образом, право на получение мер социальной поддержки обусловлено именно применением политических репрессий, подвергшись которым лицо вправе рассчитывать на получение от государства компенсаций независимо от возраста и состояния здоровья.

Изложенное свидетельствует о том, что субъекты Российской Федерации вправе определять объем мер социальной поддержки для лиц, признанных жертвами политических репрессий, но не определять категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, поскольку они установлены федеральным законодательством.

Оспариваемыми прокурором пунктами 2.4 и 3.2 Положения о порядке предоставления компенсации расходов за проезд транспортом междугородного сообщения и установку телефона реабилитированным лицам на реабилитированных лиц возлагается обязанность по представлению справки из управления (отдела) Пенсионного фонда РФ с указанием первоначального срока назначения пенсии и пенсионного удостоверения или справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и тем самым признается право на получение мер социальной поддержки только за реабилитированными лицами, являющимися пенсионерами или инвалидами, что противоречит федеральному законодательству.

То обстоятельство, что оспариваемое постановление правительства Кировской области принято в соответствии с законом Кировской области от 7 декабря 2004 года № 280-30 «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий», статья 2 которого предусматривает право на получение мер социальной поддержки только тех жертв политических репрессий, которые являются пенсионерами или инвалидами, обоснованно не принято во внимание судом при разрешении дела, поскольку постановление правительства Кировской области от 22 декабря 2004 года № 24/271 оспаривается прокурором как противоречащее федеральному законодательству.

Кроме того, законом Кировской области от 3 октября 2011 года № 50-03 в статью 2 закона Кировской области от 7 декабря 2004 года № 280-03 «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий» внесены изменения. Согласно новой редакции этой статьи право на меры социальной поддержки имеют жертвы политических репрессий -реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических

репрессий, имеющие соответствующие свидетельства. Указание о том, что право на меры социальной поддержки имеют только реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, являющиеся пенсионерами или инвалидами, исключено.

Полагая, что суд, разрешая заявление прокурора, правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

По доводам кассационной жалобы правительства Кировской области решение суда отменено быть не может, поскольку жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Кировского областного суда от 12 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу правительства Кировской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Статьи законов по Делу № 10-Г11-15

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх